Светлана спрашивает:
Батюшка, Благословите! Скажите, пожалуйста, можно ли регистрировать брак и венчаться в високосный год? Я , например, все разговоры про високосный год считаю суевериями. Объясните это ,если возможно, поподробнее с духовной стороны, так как я хочу убедить в этом своих маловоцерковленных знакомых, которые настаивают на обратном, т.е. что в високосный год ни в коем случае нельзя играть свадьбы-жизни не будет.
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Светлана.
Привожу вам подробное, уже существующее объяснение этого вопроса, известного Православного священника, с которым я естественно абсолютно согласен.
Здравствуйте.
Давайте для начала разберемся, чем отличается високосный год от всех остальных. Всего лишь одним днем – 29 февраля. Откуда же взялся этот один день? Попытаемся разобраться.
Известно, что существует юлианский и григорианский календари. Юлианский календарь был введен в обращение Римским императором Юлием Цезарем в 46 году до Рождества Христова. Юлий Цезарь провел реформу старого римского календаря, который к тому времени был весьма хаотичным и сложным. Новый календарь был солнечным и распределял солнечный год по календарным дням и месяцам. Но, поскольку солнечный год не делится на ровное количество дней, была принята система високосного года, которая «догоняла» длину солнечного года.
Продолжительность юлианского года составляет 365 дней и 6 часов. Но эта величина больше солнечного на 11 минут и 14 секунд. Поэтому за каждые 128 лет накапливались целые сутки. Юлианский календарь был прост в обращении, но не отличался астрономической точностью. Это и привело к смещению некоторых астрономических дат. Одна из них – день весеннего равноденствия. Именно этот день играет важную роль в вычислении дня празднования Пасхи.
На I Вселенском Соборе 325 года было принято решение праздновать Пасху, Воскресение Христово, всеми поместными Церквями в один день. День весеннего равноденствия приходился тогда на 21 марта. Но поскольку каждые 128 лет накапливалась ошибка в одни сутки, то реальное равноденствие стало наступать раньше. В 5-м веке момент равноденствия наступил уже 20 марта, затем 19-го, 18-го, и т.д. Ко второй половине 16 века ошибка составила уже десять дней. В связи с этим папа Римский Григорий XIII в 1582 году предпринял реформу календаря. По его указанию день после четверга 4 октября предписывалось считать не 5, а 15 октября. Таким образом, день весеннего равноденствия вернулся к 21 марта, где он и был во время I Вселенского (Никейского) Собора.
Но и для Григорианского календаря понадобились дополнительные меры для вычисления точных дат, т.к. и он не мог быть абсолютно точным, поскольку в принципе невозможно точное деление солнечного года на число дней.
Для этого были введены не только високосные годы, но и, своего рода, не-високосные столетия. Было решено, что те столетия, которые не делятся на 4 без остатка будут простыми, а не високосными, как это есть в календаре Юлианском. Т.е. столетия 1700, 1800, 1900, 2100 и так далее – простые, то есть в эти годы не происходит вставка дополнительного дня в феврале. А поэтому в этих столетия Юлианский календарь уходит еще на день вперед. Так случилось, что к нашему времени накопилась разница между двумя календарями в 13 дней, которая увеличится еще на один день в 2100 году. Кстати, именно эта разница и является причиной тому, что в Русской Православной Церкви главные праздники празднуются на 13 дней позже, чем в Западной Церкви и в некоторых Православных Церквях.
Свадьба в високосный год – плохо ли это?Как видите, високосный год – это вполне человеческое изобретение, необходимое для вычисления точных астрономических дат. И никакой мистики здесь абсолютно нет. Но, к сожалению, множество предрассудков и суеверий постоянно усложняют жизнь множества людей. Какими ужасными суевериями обрастает празднование Нового Года. Сплошь и рядом ведется пропаганда зверей-покровителей грядущего года. То обезьяна, то крыса, то свинья призываются покровительствовать людям в наступающем году. И как прискорбно видеть в домах православных христиан фигурки этих животных накануне праздника! Люди, которые верят в Христа Распятого и Воскресшего, становятся по сути язычниками, поклоняющимися призрачной мечте «звериного» счастья. Даже язык не повернется назвать год благости Божией годом крысы или свиньи! Ну какая обезьяна поможет человеку, если его оставит Господь. Православный христианин должен уповать только на Господа и Его милость.
Также существует множество суеверий, связанных с високосным годом. Одно из них гласит, что нельзя играть свадьбу и венчаться в високосном году. Благоприятных или неблагоприятных дней или лет для бракосочетания не существует. Браковенчание не совершается накануне среды, пятницы, воскресения, больших праздников и в течение многодневных постов. Все остальные дни года браковенчание может совершаться без всяких препятствий. Если бы високосный год был каким-то неугодным для церкви с точки зрения совершения Таинства венчания, то наверняка это отразилось бы в церковных канонах. Но, как Вы понимаете, подобного правила не существует. Значит, это суеверие не имеет ничего общего с истинным положением вещей. Существует еще одно суеверие, связанное с високосным годом. Оно гласит, что в високосном году умирает больше людей, чем в другие годы. Подобное можно предположить лишь в том случае, если большое количество людей умрет именно 29 февраля. Данное рассуждение не имеет никакого обоснования. Если коснуться статистических данных, то в високосные годы умирает приблизительно столько же людей, сколько и в другие, а показатель смертности зависит совершенно от других факторов.
Таким образом, могу посоветовать Вашим знакомым подумать, кто они более – православные христиане или люди, следующие «народным» суевериям. Если первое, то не стоит искать неблагоприятных дней для венчания, считать покойников в високосном году и неистово просить покровительства у зверушек в грядущем году. Благоприятным для жениха и невесты будет их совместный постный и молитвенный подвиг, а также исповедь перед венчанием. Усопшим сродникам и близким нужна лишь молитва и добрая память. Достойной встречей Нового Года будет участие в новогодних молебнах, совершаемых в храмах в эти дни. Если же человек не постится, в Церковь не ходит, если для него это ничего не значит, и имеют значение приметы типа «женившиеся в мае всю жизнь маются», то тогда этому человеку самому решать, какими критериями он будет руководствоваться в жизни. Одним, словом, выбор за вами!
С уважением, свящ. Дионисий Свечников
Источник: Православие и мир
Елена спрашивает:
Батюшка Благословите! Объясните пожалуйста зачем в храме во время причастия да и вообще во время Богослужения фотографируют прихожан, ведь Бог должен быть в тайне?
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Елена.
Фотографируют в храме для того что бы заполнять страницы приходского сайта и для собрания материала для годовых настоятельских отчетов. Не волнуйтесь пожалуйста, Бог остается в тайне и строй богослужения этим не нарушается.
Спаси вас Господи.
Елена спрашивает:
Батюшка, скажите пожалуйста, я слышала, что в день причастия если человек ест рыбу или мясо то кости нельзя ни в коем случае выбрасывать, а нужно закопать или сжечь? Это правда или суеверие?
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Елена.
Скорее всего это не только суеверие, но еще и дурь несусветная, а распространяют эту духовную заразу, душевно болящие люди. Жаль что в нашей Церкви приживается столько мусора.
Спаси вас от этого Господь.
Елена спрашивает:
Здравствуйте,батюшка.Можно ли женщине ходить дома(в огороде)в шортах,в штанах?
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Елена.
Вы поймите правильно Елена, Церковь это не институт запретов и табу. Что можно, что не можно, это вопросы надо решать каждому человеку самостоятельно. Апостол Павел пишет "Все мне позволено, но не все - на пользу. Все мне принадлежит, но ничто не должно обладать мною". Нам людям Бог дал неограниченную свободу, а если мы с вами будем цедить, что вам можно, а что нельзя, то упустим самое главное.
Спаси вас Господи.
Елена спрашивает:
Батюшка Благословите! Скажите для чего жертвуется в храме ладан?
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Елена.
Ладан жертвуется для совершения каждения в храме в определенных моментах богослужения.
Елена спрашивает:
Здравствуйте отец Андрей! в пост мой брат начинает пить, ведет себя отвратительно, страшно за родителей, которые это терпят, за него боюсь, что он умрет в конце концов, объяснить, что нужно покаится причащаться у меня не получается, боюсь, что наговорю чего нибудь, а окажется не правильно, что бы вы посоветовали?
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Елена.
Самое главное я бы посоветовал не унывать, а продолжать молиться за своего брата. Так же надо обязательно просить молитв Церкви, то есть подавать записочку с его именем для поминовения на Проскомидии, жертвовать за него Кагор в Алтарь для совершения Таинства Святой Евхаристии. Кровь Христова, которой приобщаются все верные на Божественной литургии, это есть истинное питие, приводящее нас к жизни Вечной, а значит когда частицы, вынутые из служебных просфор на проскомидии, затем погружаются в Чашу со Святыми Христовыми Тайнами, то они омываются Кровью Христовой и оживотворяются ею, за ваши молитвы, по вашей вере. Я часто напоминаю своим прихожанам о том, что если они молятся, читают Акафисты, поминают на проскомидии своих родных страждущих тяжким недугом – пьянства, а они продолжают пить, то это только кажется что, Небо безмолвствует, не отвечает, и как бы, не слышит их прошения. Совсем нет. Небо не безмолвствует, Господь видя вашу любовь, переживания и вздохи, непременно подает этим несчастным Свои божественные Дары, хотя бы в виде того, что они еще живы, они еще в силах. Господь продляет их жизнь, несмотря на то, что они жестоко и завидным постоянством ее, эту свою жизнь, сокращают посредством употребления невероятно огромного количества спиртосодержащих жидкостей. В запойные дни, эти несчастные совершенно не едят, а только пьют и пьют, какое сердце может выдержать такие нагрузки? Какая печень может все это переработать и при этом не омертветь? Поистине, только благодаря вашим женским воздыханиям и молитвам, еще много и много мужиков русских, пребывают в этом недуге и не умирают. А что бы исцелиться, прекратить окончательно губить себя, должно только захотеть, а Господь обязательно поможет. Когда вашему брату самому надоест быть «свиньей», надоест страдать от пьянства, когда он возненавидит свой грех больше всего на свете, вот тогда его свободная воля воссоединится с волей Божией о его спасении, вот тогда произойдет воскрешение духа и оздоровление организма. А пока, должно просить Бога, что бы Господь вразумил, показал, открыл. Обычно пьянством страдают очень гордые люди, им попускается через пьянство смириться, увидеть свой недуг и исцелиться от него через покаяние. Но практика показывает, что не все видят, что горды и тщеславны, а посредством пьянства только усугубляют свое положение, заливая разум алкоголем, и тем самым утрачивают способность сокрушаться и плакать о своих грехах и прегрешениях. Молитесь не ослабевайте, просите молиться родителей и знакомых, молитесь дома и в храмах Православных. Также подавайте записку с именем брата на проскомидию, и верьте и знайте, что Господь любит его в тысячи раз больше чем мы все взятые, и не даст погибнуть ему без покаяния, если ваш брат вдруг сам того не захочет.
Спаси вас Господи.
Наталия спрашивает:
Здравствуйте отец Андрей. Моя племянница выходит замуж, дата свадьбы - 21 августа, очень переживает, что свадьба будет в пост. Скажите пожалуйста как нам поступить, перенести торжество?
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Наталия.
Это хорошо, что ваша племянница переживает по этому поводу, значит ей не совсем безразлично, значит, ее христианская совесть подсказывает, что это неправильно, не по христиански. Действительно, с 14 по 28 августа идет Успенский пост, и он не менее строгий, чем пост Великий. Играть свадьбу в дни Успенского поста это не просто игнорирование устава Церкви Православной, но проявление крайнего не уважения к Пречистой Богородице, на чьи молитвы и заступничество все мы уповаем. Если ваша племянница в силах и в состоянии перенести дату свадьбы, то это было бы правильно. Если же не все зависит от нее одной, и регистрация уже назначена, то должно прийти двоим со своим женихом и зарегистрировать свой брак, а свадьбу сыграть ровно через неделю позднее, то есть перенести торжество на 28-29 августа.
Спаси вас Господи.
Наталия Кулакова спрашивает:
Здравствуйте отец Андрей! Скажите пожалуйста если мужчина и женщина являются крестными одного ребенка, могут ли они обвенчаться? Заранее благодарна.
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Наталия.
Для создания семьи это не препятствие, наоборот, если оба крестные верующие, то будут хорошими и добрыми наставниками для своего крестника. А если еще и своей жизнью станут ему примером, то совсем замечательно.
Спаси вас Господи.
галина спрашивает:
здравствуйте, отец Андрей. Скажите пожайлуста,когда начинается Петровский пост?
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Галина.
Петровский пост начинается с завтрашнего дня 8 июня, с чем вас и поздравляю.
Татьяна спрашивает:
Здравствуйте отец Андрей.Почему на троицу украшают храмы и дома ветками березы и травой.С чем это связано.Дома украшать нужно обязательно.Спаси вас Господи.
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Татьяна.
Эта традиция берёт начало с Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали закона. Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами.
В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту дубраву.
А еще цветущие ветви напоминают нам о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей.
И этот древний благочестивый обычай сохранился до настоящего времени и соблюдается во многих православных храмах.
День Святой Троицы можно с полным основанием назвать зелеными святками. В этот день прихожане выстаивали в церквах обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев, дома украшались березками. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек и на чердак, чтобы устранить пожар.
Деревья возили на деревенские улицы целыми возами и украшали ими не только двери, но и косяки окон, а особенно церковь, пол которой усыпали свежей травой (всякий, выходя из церкви, старался захватить ее из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную). Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и клали их в горшки при выращивании рассады капусты.
Береза стала символом праздника, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Не случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать. Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе стояли с березовыми ветками, веря, что они обладают целебной силой.
Источник:http://www.tatarstan-mitropolia.ru/talks/ask/?ID=31584