Марина спрашивает:
Здравствуйте отец Андрей подскажите пожалуста.Мне хочется причастится и поисповедоватся но очень боюсь и стесняюсь рассказать самые отвратительные грехи боюсь осуждения со стороны батюшки а сил терпеть груз уже нет.Помогите побороть страх.Зарание спасибо.
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Марина.
Искренно желаю вам помочь, но без вас в этом деле все равно не обойтись. Я могу сейчас и здесь, все написать и пояснить, а вам должно будет это воспринять, взять на вооружение и непременно, потом идти на исповедь, дабы убедиться самой, в истинности учения Церкви Православной об исповеди, и приобрести опыт покаяния.
Итак. Всяк человек грешен, это, безусловно. Люди отличаются друг от друга только тем, что одни видят свои грехи, они их душат и мешают жить, и они ищут, как от них избавиться в итоге приходят на исповедь. Другие не видят или не желают видеть, но так же испытывают порой угрызения совести или душевный дискомфорт, который называют между собой – депрессией. С ней живут, обращаются к психологам, глушат психотропными средствами и т.д. А впадают в эту самую депрессию, так как душа переполнена грехом. Душе становится невыносимо тошно от этой жизни, такое состояние доводит порой от уныния до отчаяния и как следствие нередко заканчивается суицидом. Все так и было бы, постоянно и с каждым из нас, причем в огромных масштабах. Но, слава Богу, пришел в этот мир Христос, что бы грешников спасти и через покаяние очистить наши грешные души и привести к Себе в Царство радости и счастья, то есть блаженства. И это стало возможно приобрести не только после смерти, но уже здесь, в этой временной нашей земной жизни. Это возможно получить совершенно даром только через покаяние и приобщения Христу через Таинство Святой Евхаристии – Тела и Крови Христовых. Но как приступить когда страшно? Как объявить о своей нечистоте в святом и чистом храме, перед священником, который на вид так благолепен, что, пожалуй, и сам "свят"? Тем более, когда мы довольно редко посещаем Церковь, и она для нас уже не кажется родной мамой, а скорей строгой старушонкой делающей вечные замечания по поводу и без повода. В такой ситуации нужно просто на просто понять, что есть некие темные силы, которые не пускают вас на исповедь. Эти проклятые бесы будут рисовать вам любые картины будущего общения со священником, приводить возможные его слова укора, строгого взгляда с осуждением, приводить доводы, предлагать причины, внушать ложный стыд и страх, что угодно, лишь бы отвратить вас от покаянного аналоя с Крестом и Евангелием и от Причащения Святых Христовых Таин. На самом деле все обстоит как раз наоборот. Любой православный священник, при совершении Таинства покаяния-исповеди, испытывает чувство неземной радости за человека, который вынимает из себя, из глубины своей души свои грехи тяжкие. И чем больше слез у кающегося грешника, тем более радуется и плачет с ним вместе и священник, так как в это момент Небо ликует и радуется о грешнике кающемся, как о человеке, некогда умерщвлённом грехом, а теперь ожившем через покаяние к жизни новой. И это Небо- Ангелы небесные, своей радостью щедро делятся с совершителями Таинств, православными батюшками. И наоборот, когда люди лицемерят, исповедаются формально, то так и хочется чего-нибудь сказать колкое, а порой и говоришь, указывая на присутствие лицемерия или театральности, чем вызываем неудовольствие данных лиц. Верьте и знайте, что Божие милосердие подобно Океану бездонному и бескрайнему, а наши, даже самые грязные и тяжкие грехи и прегрешения это маленькие камушки, брошенные в этот Океан Его Любви. Еще один момент, как бы психологический. Если мы согрешаем не без наущения и «напутствия» дьявола, тогда иди и пожалуйся на «обидчика» Христу, укажи, в чем уловил лукавый и попроси защиты и помощи на будущее время. Еще и еще говорю, что не надо бояться священников. Мы такие же грешники, кающиеся о своих грехах друг перед другом, обязательно поймем и не осудим ни в коем случае, а наоборот поддержим, утешим словом Божьим и властью, данною от Бога, разрешим от грехов ваших.
Спаси вас Господи.
Елена спрашивает:
Здравствуйте, Батюшка, скажите пожалуйста, как понять, то что мы говорим святейший патриарх или владыко или к батюшке отец, ведь свят только Бог и Он нам отец и владыко?
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Елена.
Вы задали извечный вопрос, которым в основном сектанты потыкают православных, вводя их в смущение. Это такая их особая, профессиональная тактика, вырывать из повествования часть и толковать ее по своему разумению, так как хочется. Привожу вам объяснение на эту тему из журнала "Фома".
Здравствуйте, журнал «Фома». Недавно я зашел в храм. Шла служба, читали, кажется, Евангелие. Читали довольно долго и непонятно, однако я разобрал фразу, которая звучит примерно так: Христос категорически запрещает называть отцами и учителями всех, кроме Бога. У меня это вызвало некоторое недоумение, потому что в церкви священников как раз именно так и называют (отец Сергий, отец Владимир). А один мой друг-христианин говорит, что православие давно уже отошло от заповедей Христа. И как пример, тоже говорит именно об этой практике называть священников отцами. Моя православная бабушка постоянно ходит в церковь, но почему-то только вздыхает, когда я задаю ей этот вопрос. Может быть, на священников это правило все же не распространяется? А если нет, то получается, что я, будучи христианином, не могу называть отцом своего родного папу?
Олег
Фото Владимира Хизова В Евангелии, обращаясь к апостолам, Христос действительно произносит слова: «...Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Евангелие от Матфея, глава 23, стихи 8 – 10). Замечательна эта заповедь тем, что она... никогда не исполнялась христианами! С момента возникновения Церкви священников принято именовать «отцами» и «наставниками». За пределами храма, например, в школах, те же христиане, не задумываясь, называли и называют своих преподавателей учителями. И тем более это касается обращения к родному отцу.
Уже апостолы, к которым, собственно, и были обращены слова Христа, не только не запрещали, но первые начали именовать себя отцами, наставниками и учителями. Апостол Павел в послании к коринфским христианам пишет: «...Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор. 4:15). То есть он называет себя духовным отцом Коринфской Церкви. Апостол Иаков советует: «Не многие делайтесь учителями» (Иак. 3:1). И вообще в своих посланиях апостолы очень часто использовали обращение: «дети мои». Так могли обращаться к своим слушателям только те, кого, в свою очередь, называли «отцами».
Как объяснить это противоречие между евангельской цитатой и поведением апостолов? Либо они пошли против заповеди своего Учителя, неправильно поняли и исказили Его учение – либо Иисус, не разрешив христианам именоваться «учителями» и «отцами», все же имел в виду нечто иное, нежели формальный запрет использовать эти слова в обращении к людям.
Если принять первый вариант, мы попадаем в тупик: все Евангелия написаны апостолами. Получается логическое противоречие: если они сами назывались «учителями» и «отцами», то зачем вообще надо было оставлять эту заповедь Христа в Евангелии? Ради обличения самих себя?
Если же мы доверяем ученикам Христа и, в конце концов, просто здравому смыслу, то эту заповедь надо понимать как-то иначе. В таком случае, что же все-таки имел в виду Иисус?
Необходимо прочесть эту фразу в контексте, не вырывая ее из евангельского повествования. Ведь Библия – это не набор цитат, а цельный и связный текст. Слова об отцах и учителях Христос произнес в Иерусалиме за несколько дней до распятия. Тогда в городе было особенно многолюдно, ведь приближался праздник Пасхи. Христос, зная, что с Ним вскоре произойдет, использует это время, чтобы произнести Свои последние проповеди.
Однако и тогдашние религиозные учителя народа – фарисеи и книжники – используют в своих целях людей, пришедших к Иисусу. Считая Христа лжепророком и лжемессией, они при большом количестве свидетелей пытались скомпрометировать Его, уловить на какой-нибудь фразе, что в дальнейшем могло бы послужить поводом к обвинению.
После очередной неудавшейся попытки учителей и отцов израильского народа «уловить Иисуса в слове» Христос обращается к людям с жесткой обличительной речью против их религиозных наставников:
«На Моисеевом седалище* сели книжники и фарисеи. Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте: ибо они говорят и не делают. Связывают бремена тяжкие и неудобоносимые и возлагают их на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища** свои и увеличивают воскрилия*** одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: "учитель! учитель!" А вы не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель – Христос; все же вы братья. И отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, Который на небесах. И не называйтесь наставниками: ибо один у вас Наставник – Христос». (Евангелие от Матфея, глава 23, стихи 2 – 10).
Из контекста видно, что речь идет о вещах более важных, нежели словооупотребление. Христос обличает здесь определенное состояние человека, взявшего на себя учительство. Во-первых, израильские учителя сами не следуют тому, чему учат, во-вторых, болеют тщеславием.
Эти евангельские слова относятся, конечно, не только к тем, кого непосредственно обличал Иисус, но и к современным христианам и их наставникам. Во что же может вылиться учительское тщеславие, почему Христос так обличал его? Представьте, например, учителя истории, который на лекциях заявляет: «Я создатель, повелитель и двигатель мировой истории. Все, что я вам рассказываю – я сотворил сам». Наверное, ничего, кроме сожаления, такая личность не вызовет. Ведь все понимают, что преподаватель любой дисциплины всего лишь посредник в передаче знаний, а его учительство – это служение. Будь то история, математика или химия.
Тем более это относится к религиозным наставникам. Их призвание – служение Богу. И человек, который забывает это, по мнению христианства, не может называться учителем. Именно такое учительство и обличил Христос. И в таком значении последователи Христа действительно не могут и не должны называться учителями.
Если же священники учат и проповедуют, не претендуя на исключительность своей миссии, понимая, что учение, которое они проповедуют, не их собственное, и они только ведут ко Христу, то им, как и апостолам, ничто не мешает называться учителями и отцами.
Но если вы вдруг услышите, что некто, пусть даже и священник, называет себя «новым христом», «источником откровения», «основателем третьего завета» – или даже просто заявляет об исключительности своего духовного опыта как единственно верного – к подлинному христианству он не имеет никакого отношения. Очень часто именно такие люди, вырывая заповедь Христа из контекста, толкуют ее как запрет словоупотребления и строго-настрого запрещают именовать себя отцами, наставниками и учителями. Обычно в сектах все называют друг друга «братьями». Что же меняется от этого? Да ничего! Можно выпустить тысячи инструкций, запрещающих слово «отец», но при это стать самым настоящим идолом для своих последователей. При этом скромно именоваться «братом». Но какая разница, кому обманутые люди отдают свои квартиры и рабски, фанатично подчиняются – отцу Х или брату Y?
Тех, кто внес наибольший вклад в развитие христианского вероучения, принято называть отцами и учителями Церкви. Но они никогда не присваивали себе звания спасителей человечества. Апостолы сравнивали себя с земледельцами, работающими на поле, которое принадлежит Богу. Поэтому священники – духовные отцы и учителя, всегда очень боятся стать Отцами и Учителями для своих духовных чад, т. е. вместо Христова учения учить чему-то своему, и вместо того, чтобы вести человека ко Христу, привести к себе.
Роман МАХАНЬКОВ
Марина спрашивает:
Христос Воскресе, отец Андрей!
5 лет назад я воцерковилась, стала ходить в храм,потом занялась генеалогией и в архиве отыскала в метрических книгах записи о крещении моих бабушки и дедушки. Они похоронены на кладбище в Сосновке. Дедушка мой умер в советские годы в 1961 году от туберкулеза, мама была маленькая еще, но храмов тогда не было и его не отпевали. Бабушка умерла в 1995 году, но так как родные тогда в храм тоже не ходили, то кроме чтения Псалтири в деревне ничего больше не совершили, похоронили тоже без отпевания. Теперь, воцерковившись, я понимаю как это важно и мы бы очень хотели совершить Таинство отпевания (насколько я знаю, его можно совершить и после похорон) и по бабушке и по дедушке, а так как похоронены они в Сосновке, хотела бы совершить таинство у вас в храме. Подскажите пожалуйста, нужно ли будет предоставить вам какие-то документы? Свидетельтво о смерти бабушки у нас есть, а дедушки нет, но помимо мамы жив еще ее брат, который может подтвердить, что дедушка умер своей смертью. По записям о крещении в метрических книгах у меня есть фото.
Спаси Вас Господь
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Марина.
Приезжайте в Сосновку и мы с вами вместе совершим отпевание ваших родных заочно, предварительно звоните - 8 910 759 54 44
Спаси вас Господи.
Елена спрашивает:
Здравствуйте Батюшка! Скажите пожалуйста, а жалость и любовь это разные вещи, многие женщины страдают от того, что муж плохой,например пьет, а расстаться или выгнать жалко, стоит ли поддаваться чувству жалости?
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Елена.
Чувство жалости вполне естественное человеческое чувство, оно присуще каждому человеку, так как все мы созданы такими Богом. Это чувство есть у всех нас. Разве, что проявляется оно по разному и у всех по своему. Кому-то кошку жалко, а человека - соседа "алкаша", убить готовы. Некоторые так и говорят, животные лучше людей, их жалко, а люди стали хуже животных, к ним жалости не испытываем. Кто так рассуждает, тем самым против себя свидетельствует, потому, что сами в себе давно утратили чувство видеть в людях божественное происхождение, а видят только один негатив, так как имеют сами грехом искаженное видение, то есть духовно слепые. Именно такими слепцами все мы практически и являемся. Любовь это чувство, которое путем долгих исканий, страданий и трудов приобретается, или дается Богом даром, то есть за так, без всяких подвигов. Любовь это дар Божий. Бог Сам Есть Любовь. А как известно "Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится"(Кор. 13:4)Вот в каких либо житейских ситуациях мы если видим все выше перечисленное, то значит здесь присутствует - любовь. Если этого нет, то значит просто по человечески, терпим, друг дружку, из жалости, по доброте душевной, но через это тоже непременно спасаемся.
Спаси вас Господи.
Елена спрашивает:
Батюшка, скажите пожалуйста, можно ли в наш храм жертвовать комнатные цветы, например орхидеи?:)
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Елена.
В храм не надо, пожертвуйте в воскресную школу.
лидия спрашивает:
Христос воскресе! Часто бывают паломнические поездки. Благославляете ли Вы их? Хотелось тоже посетить святыни,но под Вашим пастырским руководством.
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Лидия, воистину Воскресе Христос!
Да, действительно, многие наши прихожане совершают паломнические поездки в разные, как говорят, святые места. Каждому человеку свойственно состояние поиска, поиска святости, примера святости, подвига и прикосновения к этим местам и людям, которые их некогда освятили своими трудами и молитвами. Когда паломники едут к святому, пребывающему своими мощами в том, или ином монастыре, например: святитель Игнатий Брянчанинов - Толгский женский монастырь, преподобный Серафим Саровский - Свято-Троицкий Дивеевский женский монастырь, святитель Феофан затворник - Вышинский Казанский женский монастырь, святитель Тихон Задонский - Рождество-Богородицкий мужской монастырь, и многие, многие другие цветники духовности, которые насадили те святые угодники к чьим мощам мы припадаем в тех, по настоящему святых местах, и просим их помочь на нашем нелегком жизненном пути, а главное помочь нам спастись для вечной жизни. В такие места съездить можно, а главное полезно. Совершенно непонятно по какому поводу и зачем текут наши паломники в некоторые, им одним только ведомые места, где ищут прозорливых "старцев", отчиток от бесов, откровений всевозможных, или не понятно еще чего. В такие места паломничать незачем, а для некоторых, даже крайне вредно. Но, как известно, спрос рождает предложение, поэтому кто платит тот и заказывает "музыку". И едут наши паломнички неизвестно куда и неизвестно зачем, а везут их туда частные автобусы Неопланы, у хозяев которых тоже как говорится; "ничего личного, всего лишь бизнес". И постепенно, потихоньку, все это, превращается из паломничества, в духовно-душевный туризм. К сожалению, а может и к счастью, благословления на очередные путешествия наши паломники-туристы не берут, так же как и те, кто их возит, видно не нуждаются, видимо настоящие благословения их ждут там, в далеких Мордовских монастырях, у "прозорливого" старца, который расскажет тебе все что было, что есть и что будет. А совсем рядом свой храм, где совершается самое Великое и Святое чудо - Евхаристия, Таинство Благодарения и приложения Тела и Крови Господа Иисуса Христа. И ехать никуда не надо, читай святых отцов Церкви, читай ежедневно святое Евангелие по одной главе и посещай регулярно богослужения на своем сельском или городском Приходе, и спасешься. А если есть желание совершить паломническую поездку к тому или иному святому, к его святым мощам, а еще желательно с сопровождением священника, то и это можно организовать. Сначала предложить священнику, с ним же согласовать место паломничества и время, а потом уже организовать группу, и как говорится, с Богом. Но вот беда, все наши батюшки обычно служат на своих приходах в субботние, воскресные и праздничные дни, именно тогда, когда господам коммерсантам выгодно везти полный автобус народа. А в рабочие дни недели, когда свободны священники, все места не заполнишь, а значит и ехать далеко, вести полтора десятка пенсионерок, не очень выгодно.
Вот как так, прошу прощения заранее за пространный ответ.
Спаси вас Господи.
Людмила спрашивает:
Здравствуйте батюшка Андрей.У моих знакомых умер ребёнок 4 месяца.крещёный ,отпетый, вроде бы всё как положено.Как не придут на кладбище , на могилке всегда беспорядок, цветы и игрушки детские не просто раскиданы но поломаны ,втоптаны в землю,и так каждый раз,я и сама однажды была свидетелем такой картины.Может вы как нибудь объясните что происходит и посоветуете как правильно поступить .Простите если не правильно что то изъяснила. Спаси Вас Господи.Спасибо.
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Людмила.
Скорее всего здесь нет никакой мистики, а противоборствуют две стороны родственников. Одни, по не понятным причинам несут эти игрушки на могилу ребеночка, другие, считая, что это безрассудство и не имеет никакого смысла, молча из уничтожают. Скорее всего здесь надо договариваться, через диалог, логично поразмыслив надо придти к единому мнению, а не смущать друг друга противодействием. Конечно же детям ничего этого уже не надо, все это превратили уже в некий человеческий ритуал, для большего сожаления что ли, или для желания более разжалобить самих себя и окружающих. Но на самом деле, деткам умершим, так же как и взрослым, нужна одна наша молитва.
Спаси вас Господи, воистину Воскресе Христос!
Людмила спрашивает:
Батюшка, нужно ли поститься перед причастием 8 летней девочке?
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Людмила.
Девочке 8 ми лет перед Причастием поститься не нужно. Ну может только накануне разве что, она возмет и откажется от своей любимой конфетки.
Спаси вас Господи.
Людмила спрашивает:
Христос Воскресе Батюшка!Объясните пожалуйста можно ли в критические дни в церкви прикасаться к иконам брать в руки свечи и подходить на елеопомазание. Очень много толкований и разногласий по этому поводу. Скажите как правильно вести себя в церкви в эти дни
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Людмила, Христос Воскресе!
Все можно, не следует только причащаться Святых Христовых Таин, и то, если не больны смертельно.
Спаси вас Господи.
Здесь об этом узнаете все и даже больше - http://azbyka.ru/parkhomenko/o-tak-nazyvaemoj-zhenskoj-nechistote.html
Елена спрашивает:
Христос Воскресе отец Андрей.В нашем селе В-Ярославка когда то был храм в честь Косьмы и Демьяна(теперь там бурьян),давняя мечта ,чтоб у нас появилась хоть маленькая,но церковь,чтоб водить детей,воцерковлять их,не подскажете к кому можно обратиться,где найти организатора чтоб началось движение в эту сторону,зарание спасибо.
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Елена, Воистину Воскресе Христос!
Вы обратились прямо по адресу. Поскольку ваш покорный слуга является благочинным Сосновского округа, то эти вопросы входят в мою компетенцию. Прошу вас по этому поводу, в ближайшее время собрать сход села, например в школе или местном ДК. Потом позвонить мне и пригласить на этот сход, где мы с вами вместе выясним, возможно ли в Ярославке сначала зарегистрировать местную религиозную Православную общину и возможность строительство храма на месте разрушенного и одноименного утраченному. Соберемся и все обсудим, покажете место, где раньше был храм, может быть это уже заросшая окраина до которой не добраться. Может быть стоит на новом месте строить и уже ближе к центру. Но сначала нужно собрать людей, жителей села, все обсудить, потом мне надо будет доложить рапортом о нашей встрече правящему Епископу, Владыке Гермогену, а там уже как Бог даст. Жду вашего приглашения на сход, звоните – 8 910 759 54 44
Спаси Вас Господи.