Сайт Сосновского благочиния. - Вопросы-ответы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Мичуринская и Моршанская епархия Тамбовской митрополии
Сосновский благочиннический округ
По благословению Преосвященнейшего Гермогена епископа Мичуринского и Моршанского
Яндекс.Метрика
Конструктор сайтов православных приходов
Конструктор сайтов православных приходов

Задать вопрос

- комментарии отключены -

18 Октябрь 2013

марина спрашивает:
Здравствуйте отец Андрей !Хотелось бы спросить у Вас.Мне в скором времени хочется принять Святое Причастие и поисповедаться. Но и хотелось бы что бы это действительно было правильно и как нужно и что бы Господь принял покаяние. Но не всегда получается рассказать обо всем честно хотя грехи тянут очень сильно. Подскажите как справится со стыдом и страхом перед батюшкой и рассказать о своих самых неприятных и отвратительных грехах.я знаю что прощает нас Господь и Он наделил батюшек отпускать нам наши грехи но все-таки немного сложно признаться в них. Заранее спасибо!

протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Марина.
Есть в Церкви такое понятие как – ложный стыд. Почему он ложный?, потому что от лукавого, ведь вся лож от дьявола, который и есть – отец лжи. Страх перед исповедью это тоже его работа. Представьте себе, если бы нам вдруг стало стыдно или страшно грешить, да, наверное, и мы сами и все вокруг нас, преобразилось бы совершенно, и жизнь стала бы совсем другой. Но, к сожалению, происходит все до наоборот. Однажды, видя свою немощь и всю сущность человеческого несовершенства, апостол Павел, всегда ведомый Духом Святым, произнес такие слова – "не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих" (Римл. 7:22,23)
Стало быть, если воля наша порабощена грехом, значит, с помощью Божией, в нашей воле есть возможность освободиться от него, посредством Таинства Покаяния. Сам Господь наш Иисус Христос, видя и зная немощи человеческие, не судить пришёл нас, но спасти, указать правильный путь к Отцу, «Я есмъ, путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». (Иоанн 14—6) , а путь заблудившегося в дебрях лесных человека, бывает довольно труден и тернист. Одним из препятствий на этом спасительном пути к Богу является преодоление ложного стыда на исповеди. Апостол Павел пишет ко Ефесянам - Бываемая бо отай от них, срамно есть и глаголати.
И если есть такие грехи, о которых стыд и срам и говорить, то видимо когда-нибудь, а надо, сломить свою изнеженную и слабую волю на Таинстве покаяния. Нам просто необходимо здесь, в земной и временной жизни, постыдиться перед православным священником, поставленным Церковью на это послушание, чем однажды, постыдиться пред Богом, в жизни будущей, вечной. А когда, наконец, преодолев ложный стыд, человек начинает искренне каяться в своих грехах, то не стоит вдаваться в тонкие подробности содеянного. Когда, при каких обстоятельствах, где, как и с кем, избавь Бог. Здесь должно иметь чувство меры и такта, щадя уши принимающего вашу исповедь иерея. Желательно конечно для серьезной первой исповеди найти священника более опытного, имеющего опыт как духовный, так и жизненный. Может даже, убеленного сединами, обладающего даром рассуждения, который может дать добрый совет, поддержать кающегося нужными словами утешения. Главное не ошибиться. Поверьте, бывает что, из-за неопытности духовника, кающийся может получить значительный духовный вред, бывает и такое. И знайте, Марина, что нет против дьявола более серьёзного оружия, чем исповедь, поэтому он смущает людей ложным стыдом, преодолеть который многим бывает не под силу. Смущает мыслями: «а что скажет, или подумает про тебя священник, а?», или еще большей ложью смущает – «а вдруг он кому ни будь, расскажет, да еще и посмеется над тобой». И много еще чего лживого внушает, и смущает сердце, желающего покаяться человека. Поверьте, священник, если он не сумасшедший, испытывает настоящую духовную радость от благодатного присутствия милости Божией, а так же радостно сопереживает очищению души кающегося грешника. А за разглашение исповеди священник извергается из сана, об этом не многие знают миряне, но священники знают все. Не смущайтесь, идите вперед, разгребая эти баррикады греха между вами и Богом. «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте... И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14:1,3).
Спаси вас Господи, надеюсь, что ответил.

07 Октябрь 2013

Елена спрашивает:
Здравствуйте батюшка! Расскажите пожалуйста, как правильно молиться в домашних условиях, утром, вечером, перед едой, перед работой, перед выходом из дома?

протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Не могу сказать, сам еще не научился правильно молиться, почитайте об этом у Святых отцов.

07 Октябрь 2013

Елена спрашивает:
Здравствуйте батюшка! Подскажите пожалуйста, как быть, если на работе (в финансовой организации) приходиться лукавить с клиентами, притворяться доброжелательной, психологически воздействовать на тех, кто не очень образован в финансовой сфере, навязывать им ненужные услуги от кот. клиент по идее имеет право отказаться.

протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Елена.
На самом деле,как быть? С одной стороны заповеди Христовы, с другой профессиональные обязанности возложенные на вас работодателем. В нашей жизни бывает довольно часто, люди не выбирают где им работать, особенно не разгуляешся в наше время в сельской местности. Но есть и у нас, одна уникальная возможность, на любом месте, и в любое время нашей деятельности, поступать по совести. Например. Если работодатель требует навязывать услуги клиенту, то навязывайте. Но, при этом обязательно нужно подсказать человеку, что он вправе отказаться от этих услуг. Говорить надо все, и плюсы и минусы, открывать как "подводные камни", так и положительные моменты. От вашей искренности клиентов думаю не убавится, а наоборот. Поверьте, у любого человека есть такое внутреннее чувство данное ему Богом, назовем его символически - "барометр" искренности. Так вот каждый из нас ощущает искренность или лож другого, и из этого складываются все человеческие отношения, чаще не в положительную сторону. Лукавство от лукавого, искренность и правда от Солнца правды Господа Иисуса Христа. А то что вам приходится часто претворяться доброжелательной, и притворство это смущает душу, это уже хорошо. Значит совесть не спит, а обличает, указует на сущность, внутреннее содержание, и это смиряет, это спасительно.
Спаси вас Господи, надеюсь, что ответил.

06 Октябрь 2013

николай спрашивает:
Можно ли стоять на коленях после причастия

протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Николай.
Если очень хочется, то можно. Главное при этом, никому не мешать и никого не искушать. Бывает так, что люди смущаются, когда видят земно кланяющихся или стоящих на коленях в воскресный или праздничный день. Не следует проявлять "излишнее" благочестие если это может смутить кого либо. Наверное в такие минуты лучше всего будет, поклониться Богу в сердце своем, и Он за тайное воздаст вам явно.
Спаси вас Господи.

03 Октябрь 2013

Екатерина спрашивает:
Батюшка,подскажите пожалуста, правда ли что Богородица родила Спасителя не так как обычная женщина, а из правого ребра?

протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Екатерина.
Пресвятая Владычица наша Богородица и Приснодева Мария родила Господа нашего Иисуса Христа так же как и обычная женщина.
Разница только в том, что Пребывая Девой, она и по рождестве Господа Иисуса осталась пребывать Девой. Тайна Боговоплощения Спасительная, Великая и Трепетная. Но человеческий разум не вмещающий такое Откровение Божие, сочинил одну из очередных ересей, которую вы где-то и от кого-то услыхали, язык даже не поворачивается повторять. … Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет. - говорит святой преподобный Ефрем Сирин. Верьте Богу, Церкви Его верьте, и вера ваша спасет вас, а то что от маловерия не вмещается в нас, то обязательно откроется за гробом. Там мы убедимся и возрадуемся, что верили не бабьям басням, а Священному писанию, и его Автору - Господу Богу нашему, Ему же слава во веки веков. Аминь.
Спаси вас Господи, надеюсь, что ответил.

03 Октябрь 2013

Мария спрашивает:
Батюшка,подскажите, можно ли православному христианину , посетить, ради интереса, католический храм или кладбище?и не будет ли это грех?

протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Мария.
Посетить католический храм или кладбище греха нет. Только спрашивается зачем? Если помолиться, то надо идти в православный свой храм, а если просто из любопытства, то думаю что не надо, будете чувствовать себя там неуютно. Может даже соблазнитесь чем нибудь. Например статуями Богородицы и католических святых, живописными фресками, лавками прямо по центру, и отсутствием Иконостаса. А может придти мысль, вот ведь как удобно, пришел к Богу, развалился в кресле и проси что угодно и сколько угодно, а без Иконостаса все очень даже хорошо видно, ну прям как на сцене, чем там священники занимаются, не то что у нас. Грех это не то что мы увидели, или услышали, это не то что мы куда-то не туда зашли. Грех - это то, что живет в нас и мешает нам жить по человечески - по христиански. Это суть наши страсти и страстишки, которые можно исцелить только посредством Благодати Божией, но сначала надо их увидеть. И грехом является как раз то, что мы не очень часто заходим во внутрь себя, не проявляем интереса к своей собственной бессмертной душе и не очень усердно, радеем о ее спасении.
Спаси вас Господи.

29 Сентябрь 2013

Александр спрашивает:
Здравствуйте,батюшка!
Что включают в себя понятие церковь и понятие храм? Есть ли в этих понятиях разница. И правильно ли мы выражаемся, когда говорим - пойдём помолимся в церковь? А может - в храм правильно?
И второй вопрос - вопрос нравственности. Как правильно поступить, делая подарок ко дню рожденья: подарить вещь или деньги?

протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Александр.
Церковь – это все мы, живой организм во Христе, живущий Христом и Им же созданный. Церковь – это масштабное понятие, это то, что создал Господь Бог на земле для нашего спасения на прочном камне апостольской веры. «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мат. 16:18) Но на Руси издревле повелось называть небольшие храмы – Церковь или Церквушка, поэтому выражаться – пойдем в церковь или в храм и то и другое правильно. Когда же мы говорим о Церкви Христовой, то должны подразумевать все, что она в себя вмещает, а когда говорим о здании Церкви, то должно называть его Храмом.
Второй ваш вопрос не носит характера нравственности, это скорее вопрос вашей любви или личных отношений к имениннику. Поэтому подарите то, что сами пожелаете, или вещь или деньги, а может и то и другое.
Спаси вас Господи.

22 Сентябрь 2013

Елена спрашивает:
Добрый вечер, отец Андрей! У меня к Вам следующий вопрос. Женщине в церкви нужно быть с покрытой головой, в юбке ниже колен, обувь на низком каблуке и не краситьться. Но в обычной жизни, современной молодой девушке трудно сохранить такой образ, обязательно хочеться накраситься, одеть джисы, каблуки, так удобнее. Расскажите пожалуйста большой ли это грех? И как быть если в таком виде идешь мимо церкви, или стоишь на вокзале ждешь автобус, а она зовет тебя зайти, то что делать-то, грех же накрашенной в штанах заходить. Заранее спасибо за ответ!

протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Елена.
Конечно же, в храм не прилично девушке идти в джинсах, с непокрытой головой, да еще и «накрашенной». Существуют ведь нормы в светском обществе, так называемый - dress code — кодекс одежды. Например, на деловой прием или бал не придешь в джинсах и кроссовках. А в ресторан если пригласили? Наверное, весь гардероб перевернешь в поисках вечернего платья. А к Богу? Как попало, или как хочется? Наверное, все-таки прилично будет одеться как должно. На самом деле грани между мужской и женской одеждой в современном обществе уже совершенно размыты. Например, брюки, которые считаются одеждой мужской, ввел в обиход Император Российский Петр I, позаимствовав их с «просвещенного» запада, и тогда они назывались – рейтузы. А длинные до земли кафтаны, теперь носят разве что только священники. А во времена Господа Иисуса Христа мужи носили одежду, которую теперь иначе как платьями не назовешь. И, наоборот, на востоке до сих пор многие женщины ходят в национальных штанах. Здесь вообще нет проблемы никакой, надо просто, как сейчас говорят «включить голову» и подумать, куда ты идешь и зачем, соответственно месту и одеться. Вот краситься совершенно точно в любой ситуации необязательно. Во-первых, это вредно для кожи лица, стареете быстрей. А во-вторых, затушевываете как раз тот самый образ Божий, данный вам от рождения. Накладывающая на свое лицо косметику девушка или женщина проявляет крайнее недовольство тем, что удалось создать Творцу, она не желает видеть себя такой, какой она есть на самом деле. Это действительно некий вызов Небу, проявление крайнего недовольства по отношении к Создателю, желание и уверенность что можно выглядеть и получше. На самом же деле все происходит до наоборот, и когда женщина «подсаживается» на косметику, то все хуже и хуже выглядит в конечном итоге. Настоящая красота это все первозданное, не тронутое людьми. Как только человек приложил свою руку, сразу все искажается и замазывается, и окружающие видят вас уже не настоящую, но в гриме. Посредством применения косметики, достигается буквально обратный эффект. Например, существует у девушки естественное желание понравиться, по этой причине она намалевывает свое юное личико, скрывая настоящую красоту под косметикой. Нормальному парню, а тем более человеку верующему, такая «красавица» вряд ли понравится. Напротив, пепсикольному тинэйджеру с серьгой во все ухо, который еще и разговаривает матом, в самый раз. Вот так и влюбляются, встречаются и женятся и мучаются, а потом и разводятся. Пусть все будет в вас настоящее, тогда и жизнь сложится по настоящему. Более украшайте свою душу добродетелью, верой во Христа и Господь не оставит вас, всегда поможет и подскажет как поступать и как действовать, через такой душевный орган, который называется – совесть.
Спаси вас Господи, надеюсь, что ответил.

22 Сентябрь 2013

Елена спрашивает:
Батюшка,скажите пожалуйста исповедь обязательно должна быть перед причастием или как говорит священник храма в который я недавно стала ходить,что исповедоваться достаточно раз в месяц,если конечно нет смертных грехов,а вот причащаться можно каждое воскресение если жаждешь быть с Богом.Я немного запуталась.Что говорили об этом святые?И может быть посоветуете где почитать об этом.Спасибо!

протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Елена.
Исповедь перед принятием Святых Христовых Таин в нашей Русской Православной Церкви стало неукоснительной традицией. И если не мы так устроили, а наши благочестивые предки, то и не нам это отменять. В священном писании сказано- «несть человек, иже жив будет, и не согрешит». Ежедневно, а даже порой ежечасно мы согрешаем. И если грех живет в нас, не должно ли его вынимать из себя особенно перед Чашей. Причащайтесь хоть каждый день, а не только по воскресеньям, но не расслабляйтесь, на Таинстве покаяния побывать надобно.

Если часто исповедоваться, не превращается ли исповедь в формальность? Отвечает протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа.

Обязательно ли исповедоваться перед причастием?

— Отец Константин, в современной практике Русской Православной Церкви таинства исповеди и причастия напрямую связаны. Если человек причащается раз в две недели и чаще, не превращается ли для него исповедь в формальное перечисление грехов?

— Я слышал, что во многих местах за границей исповедь и причастие разделены. На воскресной и праздничной литургии причащается вся община, и далеко не перед каждым причащением прихожанин исповедуется. Если я не ошибаюсь, это практикуется в маленьких приходах, где священники хорошо знают всех прихожан лично, имеют представление о внутреннем мире каждого, его духовном устроении.

В современных российских условиях, особенно в Москве и Московской области, где прихожан очень много, причем не все они ходят каждое воскресенье, некоторые причащаются несколько раз или даже один раз в год, если просто разрешить всем причащаться без исповеди, это, скорее всего, приведет только к тому, что люди потеряют благоговение перед святыней, станут относиться к величайшему таинству как к одному из многочисленных обрядов.

Поэтому обычай исповедоваться перед причастием в наших условиях я считаю разумным и нужным, но надо понимать, что это именно обычай, а не канон и не догмат. И прихожанин, про которого я знаю, что он регулярно исповедуется и причащается, серьезно относится к своей духовной жизни, может просто подойти ко мне и сказать: «Батюшка, благословите причаститься». И я благословляю.

Но если он по каким-то причинам придёт в другой храм, в котором принято, чтобы перед причастием каждый подходил к исповеди и что-то говорил священнику, пусть следует тамошним обычаям. Это вообще не повод для спора. Глубоко человек кается или формально перечисляет грехи, зависит не от обычаев.

С другой стороны, не только среди новоначальных, но и среди тех, кто в Церкви с детства, есть люди, которые причащаются два раза в год. На мой взгляд, этого мало, но не могу же я им запретить причащаться и эти два раза? Разговаривал как-то раз с одним таким христианином, он сказал, что причащается на Рождество и на Пасху, а чаще ему тяжело. И что теперь? Отлучить его от Церкви? Или заставить причащаться чаще? Думаю, ни то, ни другое неправильно.

В идеале мы должны всей общиной причащаться за каждой литургией. Эта норма в первые века сложилась. Но сегодня от неё есть разные отступления, и не все они плохие. Ведь во многих больших храмах, в том числе и в нашем, литургия совершается ежедневно. Понятно, что вся община не может собираться каждый день, но я не считаю, что надо отменять ежедневные литургии и по будням вместо литургии читать часы.

А вот то, что некоторые прихожане причащаются всего несколько раз в году — отступление от нормы по нашим немощам. В Синодальный период это отступление стало признаваться нормой, считалось, что достаточно причащаться один раз в году, а пять раз в год — каждым постом и на День Ангела — уже много. Это совсем неправильный обычай, противоречащий церковной традиции, но ведь и в то время люди достигали святости. Если человек стремится к Богу, никакие правила ему не помешают.

В наше время, я считаю, церковная жизнь устроена разумней, чем перед революцией, и тем более незачем спорить о порядках. Боюсь, от таких споров будет больше вреда, чем пользы. Просвещать надо людей, публиковать книги и статьи о смысле Божественной литургии.

Слава Богу, сейчас изданы и популярны труды отца Александра Шмемана и других великих богословов нашего времени. Но, кстати, замечу, что если административно насаждать, то, что предлагал отец Александр, тоже добра не будет. Добрые обычаи должны вырастать из глубины приходской жизни. Жизнь нужно налаживать, а не администрировать на литургическую тему.

Беседовал Леонид Виноградов

22 Сентябрь 2013

Елена спрашивает:
Батюшка,а считается ли что человеку прощен грех блуда,если он исповедовал его и больше не совершает,НО по своей мечтательности с теплотой вспоминает его.Наверно правильнее гнать эти воспоминания?Спасибо!

протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Елена.
Исповеданный грех на Таинстве покаяния, не считается, а действительно бывает прощен Богом человеку. Но только если исповедь не носит формальный характер. Кто-то, наверное, так и думает. Назову, мол, грех, отчитаюсь так сказать, и все, форма соблюдена. Епитрахиль священника на голове, иди и только радуйся. На самом деле не все так просто. Священника можно обмануть, даже себя, но Бога не обманешь. Он смотрит прямо в сердце, и видит нас насквозь. Если остались «теплые» воспоминания от смертного греха вместо содрогания, значит, исповедь ваша не была сердечной. Невозможно вспоминать с теплотой «приятные минуты» когда в нашей ноге сидел гвоздь, или какой больной раком, после своего чудесного исцеления, с теплотой вспоминает ужасные боли и страшные, бессонные ночи. Надо понять и нам, что, согрешая смертным грехом, мы губим свою бессмертную душу, добровольно заражаем ее духовной проказой, а блуд приводит душу еще здесь на земле, в состояние бесчувственности, при котором покаяние с содроганием и плачем, бывает достичь очень трудно. Думаю вам надо не только гнать от себя такие «теплые» мысли, но и снова идти на исповедь и каяться в своих уже этих мыслях. Если же бесы снова будут напоминать вам о прошлых грехах, то должно этим не услаждаться, но сожалеть и раскаиваться.
Спаси вас Господи, надеюсь, что ответил.