Иоанн спрашивает:
Здравствуйте отец Андрей! Я сомневаюсь в том что перед похоронами, перед девятым днем и еще когда-то нужно читать так называемое "всёношную". Я думаю что Всеношное бдение совершается только в храме и мы миряне не должны "дерзать" совершать его самостоятельно, тем более без благословления священника. Как вы демаете можно ли совершать его дома и нужно присутствовать на нём? И второй вопрос. Обязательно нужно читать 40 Псалтирей в течении 40-ка дней после преставления человека?
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Иоанн.
Читать по усопшим, на девятый день, на сороковой или над гробом в первые три дня перед похоронами следует только Псалтырь, никаких «всенощных» для данной ситуации в природе не существует. В свое время, их выдумали малограмотные бабки – читалки, для пущей важности совершаемого ими процесса – чтения по покойникам. С годами народ привык к этим так называемым «всенощным», и если теперь кто либо, читает, как и должно, просто Псалтирь, то могут и не пригласить, а позовут ту, которая будет продолжателем выдуманных когда-то «всенощных» "А бабьи басни, оскверняющие святое, отвергай. Но упражняйся, стремясь к преданности Богу"(Тим. 4. 7.) - пишет апостол Павел в своем послании к Тимофею. Эти "всенощные",не что иное, как те самые "бабьи басни" самочинные, их отвергай, говорит Апостол, значит и присутствовать при этом необязательно, читать надо Кафизмы и на Славах – молитву, и все.
Сорок Псалтирей читать в течении сорока дней по новопреставленному не обязательно, нигде нет на это указаний. Нужно читать Псалтырь родным усопшего каждый день конечно, но может по две или три Кафизмы, по силам, но со внимание и благоговение. А оттарабанить можно и сорок Псалтирей и даже больше, но кому это надо? Богу? Или покойнику? Это же не магия, сделал то-то, прочитал столько-то и все, в раю. Нет, чтение Псалтири это молитва ко Господу за усопшего и всякое моление к Богу должно быть совершаться благоговейно, неспешно и со вниманием.
Спаси вас Господи.
Марина спрашивает:
Здравствуйте отец Андрей. Хотелось бы вас спросить. У меня сын восьми лет я хочу причастить его. Скажите обязательно ли в его возрасте исповедоваться или нет. Спасибо.
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Марина.
Похвально то, что вы хотите причастить вашего сына, но в данном случае вашего желания недостаточно. Если ребеночку 2 месяца или 2 года, и так до семи лет, тогда родители, подносят его ко Святой Чаше по своей вере и желанию, дабы приобщить чадо свое Христу Богу. Но когда сыну уже 8 лет, тогда уже, необходимо спрашивать его самого, хочет ли он причаститься. При этом нужно объяснить ребенку, для чего это нужно, и зачем. Если нет своих знаний надо сначала почитать, что такое Причастие, для чего мы причащаемся. Потом, когда ваш сын выразит свое согласие, должно подготовить его к первой исповеди. Например, для начала, напомнить ему о том, как и когда он набедокурил, или вел себя недолжным образом. А прежде неплохо было бы объяснить для чего мы идем на исповедь перед Причастием. Это своего рода "генеральная уборка". Когда мы ждем Дорогого Гостя, то непременно наводим в доме порядок, так и здесь - с Причастием, в дом нашей души приходит больше чем Дорогой Гость, приходит Сам Христос Господь наш и Спаситель, конечно же необходимо навести там порядок и вымести из души своей "мусор греховный". Если так будете объяснять своему сыну и он осознано пойдет на исповедь, а потом к Чаше, то будет и вам радость и ему милость Божия. А если иначе, абы кабы, да не знаю зачем, хочу причастить и все тут, то лучше не надо, лучше подождать маленько.
Спаси вас Господи.
Ирина спрашивает:
Здравствуйте отец Андрей. Скажите пожалуйста, как правильно читать псалтирь по усопшему до 40-ка дней ? Какие молитвы читать в этот переиод ?
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Ирина.
Вот информация для вас.
Обычай читать Псалтирь по усопшим восходит к глубокой древности. У нас Псалтирь читается при гробе усопших мирян. В некоторых местах есть специально чтецы, которые или приглашаются в дом умершего для непрерывного чтения Псалтири, например, в течение 40 дней или даже целого года, или у себя в доме читают Псалтирь по просьбе сродников усопшего. Во многих православных обителях совершается так называемое неусыпное денно-нощное чтение о живых и усопших. При таком чтении Псалтири, кроме обычных тропарей и молитв по каждой кафизме, присоединяется еще на каждой "Славе" особая молитва, за которой поминаются имена усопших.
В наших богослужебных книгах нет определенных указаний о порядке чтения Псалтири по усопшем. В Псалтири следованной печатаются псалмы все подряд с подразделением на кафизмы и "Славы" без всяких добавлений. Это для богослужебного их употребления. После всех псалмов помещаются особые тропари и молитвы по каждой кафизме. Это для келейного чтения. В особо издаваемых Псалтирях эти тропари и молитвы помещаются наряду после каждой кафизмы. Если чтение Псалтири о живых и умерших или о тех и других вместе соединяется с обычным ежедневным келейным чтением Псалтири, тогда по первой и второй "Славе" на каждой кафизме могут быть присоединяемы моления о усопших, а по каждой кафизме - обычные тропари и молитвы. Если же чтение Псалтири совершается только ради поминовения, особенно при гробе усопшего, тогда нет нужды читать по кафизмах назначаемые для обычного келейного правила тропари и молитвы. Более соответственным будет во всех случаях и после каждой "Славы" и после кафизмы читать специальную поминальную молитву. Относительно формулы поминовения при чтении Псалтири нет однообразия. В различных местах употребляются различные молитвы, иногда произвольно составленные. Практика Древней Руси освятила употребление в этом случае того заупокойного тропаря, которым должно завершаться келейное чтение заупокойных канонов: "Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего…", причем во время чтения полагается пять поклонов, а самый тропарь читается трижды.
Если своими словами, то еще проще. Открываете Псалтирь - Трисвятое по Отце Наш... , тропари и молитва, далее "Приидите поклонимся..." Первый псалом, до Славы, на Славе молитва - Помяни Господи в вере и надежде...(ищите ее в конце Псалтири, после канона), далее - следующий псалом, до Славы - молитва и так далее, до самого конца. Прочитали, начинайте сначала. Утром и вечером по Кафизме, или сколько по силам.
Спаси вас Господи, родителю Царство небесное.
Елена. спрашивает:
Батюшка, расскажите пожалуйста про царскую семью Николая II. Верю, что они святые и иконы в храмах видела, и книги в церкви покупала,но все равно какое-то смущение. В разных источниках все по разному, где-то говорят, что он не святой, в других говорят, что Царь искупитель, в третьих, что невозможно его так называть, т.к. один у нас Искупитель. Грешно мне грешной над такими вопросами рассуждать, но интересно, что и как на самом деле? И еще такой вопрос, была какое-то время в С. Петербурге, гостила у родственников, ездили мы в Царское село, посетили музей восковых фигур, и там вся Царская семья, на показе, подходи фотографируйся на память, это нормально? Я сфоткалась, потом пожалела, посчитала, что это не правильно...все-таки святые, грех наверное?
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Елена.
Много чего говорили и теперь говорят на эту тему, но что в том проку. Вообще в Церкви должно быть все по чину и благообразно, а ее члены просто обязаны быть друг с другом в мире и единомыслии. На каком здоровом теле вы видели, чтоб одна нога шла вперед, а другая назад, а голова вообще, непонятно куда была повернута. Так и в Церкви должно быть, все члены послушны и здоровы, а потому весь организм здоров, свят, и нет нужды в лечении, или того хуже, в хирургическом вмешательстве. В действительности же, все иначе. Когда шёл этот процесс, подготовка к канонизации Николая II членов его семьи, то дискуссии были и довольно жаркие. Теперь же, должно всем православным, как сторонникам, так и противникам акта канонизации примириться, проявив послушание Матери Церкви и молиться у иконы Царя Страстотерпца. Что мы теперь и делаем. Но не следует забывать, что канонизирован бывший Император Николай II и члены его семьи именно как – Страстотерпцы и не как иначе. Царь Страстотерпец, ни в коем случае, не искупитель, Искупитель один у нас – Христос, не мученик, так как он не был подвержен телесным пыткам, которым подвергались мученики, особенно первых веков. Царь Николай II претерпел тяжёлые внутренние переживания – страдания. За свою, горячо любимую страну, что она так легко отдалась в руки врагов, за свой народ, который большей частью по неведению пошел за врагами России и восстал против помазанника Божия. Трудно пережить такое. Совсем недавно эти русские мужики подбрасывали шапки при появлении Государя и пели – Боже Царя храни…., а теперь они же держат его под стражей, конвоируют, подталкивая прикладом в спину, и обращаются с презрение – «гражданин Романов….» Наконец, эти страдания, ссылки и мытарства оканчиваются страдальческой кончиной в доме инженера Ипатьева в Екатеринбурге.
• Страстотерпцы — вариант, избранный РПЦ, не нашедшей оснований для канонизации в лике мучеников. В традиции (житийной и литургической) Русской церкви понятие «страстотерпец» употребляется применительно к тем русским святым, которые, «подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников. В истории Русской Церкви такими страстотерпцами были святые благоверные князья Борис и Глеб (+1015), Игорь Черниговский (+1147), Андрей Боголюбский (+1174), Михаил Тверской (+1319), царевич Димитрий (+1591). Все они своим подвигом страстотерпцев явили высокий образец христианской нравственности и терпения»[6].
Канонизацией царской семьи устранено одно из противоречий между Русской и Русской зарубежной церквями (которая канонизировала их на 20 лет раньше), отметил в 2000 году председатель отдела внешних церковных сношений митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.[23] Ту же точку зрения высказал князь Николай Романович Романов (председатель Объединения Дома Романовых)[24], который, впрочем, отказался от участия в акте канонизации в Москве, сославшись, что присутствовал на церемонии канонизации, которая была проведена в 1981 году в Нью-Йорке РПЦЗ.[25]
• Андрей Кураев: «канонизирован был не образ правления Николая Второго, а образ его смерти… XX был страшным веком для русского христианства. И нельзя из него уйти, не подведя каких-либо итогов. Поскольку это был век мучеников, в канонизации можно было идти двумя путями: попробовать прославить всех новомучеников (…) Или канонизировать некоего Неизвестного солдата, почитать одну безвинно расстрелянную казачью семью, а вместе с нею миллионы других. Но этот путь для церковного сознания, наверное, был бы слишком радикальным. Тем более, что в России всегда существовало некое тождество „царь-народ“».[9]
Насчет восковых фигур и фотографирования с ними ничего не могу сказать, даже не знаю грех это или не грех. Скорее всего это просто чей то бизнес.
Спаси вас Господи, что б я делал без ваших вопросов, эту рубрику пришлось бы закрывать за не надобностью.
Елена спрашивает:
Здравствуйте Батюшка. По поводу Сампсона, страшно было подходить с таким вопросом к местному батюшке, но любопытство победило страх. В итоге меня особо слушать не стали, не то, что там читать материалы. Местный Батюшка сказал, что он поминает Сампсона (Сиверса) за каждой литургией. А что кто-то там, что-то говорит это их выбор. Бог рассудит.
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Елена.
К сожалению и не такое бывает. Не унывайте, "Всяк человек ложь.." (Пс. 115, 2) Ваш батюшка абсолютно прав, в том, что Бог рассудит. Но только пожалуй мы слишком часто все на Бога сваливаем, забывая напрочь, что созданы Им по Его Образу и Подобию. А если так,то значит и нам должно рассуждать, а не слепо верить, тому, что вокруг нам навязывают или внушают. Есть особое мнение некоторых о святости Царя Иоанна Васильевича Грозного, но как быть если существуют неопровержимые исторические факты о его зверствах и жестокости. Например он самолично убил преподобного Корнилия Псково-Печерского игумена, по его приказу Малюта Скуратов задушил святого Митрополита Филиппа. А ведь было времечко, что даже требовали канонизации Иоанна Грозного. Каково видеть в храме иконы святых убиенных и замученых, а рядом икону их личного убийцы, страшно и представить такое. Так же и тут. Кто-то очень почитает Сампсона, а кто-то даже поет ему акафисты, а есть и такие кто можно сказать пострадал от такой "духовности". К сожалению, а может и к счастью, личное мнение, или точнее сказать заблуждение немногих, не является истиной в последней инстанции для всех. Есть факты, а факты неоспоримая вещь, особенно если они существуют на бумаге, взятой из архивов НКВД.
Закончу словами апостола и Евангелиста Иоанна Богослова из его первого соборного послания - 1Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
Спаси Вас Господи.
Елена спрашивает:
Здравствуйте Батюшка! Скажите пожалуйста, можно ли писать о здравии имена людей, которые говорят, что не верят в Бога?
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Если отрицают существование Бога, значит и Церковь Его отрицают, видя себя вне Церкви и общения с ней. Из этого следует, что поминовение этих людей за Божественной Литургией невозможно. Можете молиться за них в своей домашней молитве. Свобода человека неприкосновенна даже для Самого Господа Бога, и у Него возможностей больше чем у нас немощных, обратить и спасти каждого.
Елена спрашивает:
Здравствуйте Батюшка! Я Вам тут как-то писала по поводу "старца Сампсона" на, что получила гениальный ответ, что это духовная фальшь. Так вот, Батюшка, подскажите пожалуйста как быть в следующей ситуации. Я эти книги отдала в наш храм, еще не зная о том, что они не правильные, но когда узнала, то подумала, что если Батюшка увидит на территории храма такие книги то сам все управит и не нужные книги определит туда, куда нужно. Простите меня надо было сразу об этом сказать.
Теперь следующая ситуация. В храме г. Тамбова мне предложили записаться в библиотеку. Так вот, там я увидела, на полках книги Сампсона, печать библиотеки, все как положено, бери читай, учись. Я конечно понимаю, что их туда принесли такие же как я ничего не понимающие. Умничать не осмелилась, что это духовная фальшь, там и без меня умных хватает. Что делать? Может местному Батюшке сказать?
И еще один вопрос Серафим Вырицкий настоящий святой? Ему можно акафисты читать? Хотя я книжку про него в храме покупала, но теперь ко всей духовной литературе с подозрением отношусь.
Да и еще взяла почитать "Пространный Христианский катихизисъ Православныя Восточныя церкви. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯII". Надеюсь, что взяла именно, то, что Вы посоветовали. Спасибо!
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Елена.
Как быть в такой ситуации, если вы увидели в библиотеке храма книгу не каноническую и даже соблазнительную? Вы уже сами ответили на этот вопрос. Сказать местному батюшке - отцу Настоятелю. Но при этом необходимо иметь при себе веские доказательства не каноничности, или даже лживости данного произведения. Лучше всего распечатать имеющийся уже материал и предоставить на рассмотрение батюшки. Многие из отцов даже и не подозревают, что это подделка, ведь сейчас сплошь и рядом такой литературы завались, поди разберись в этом потоке, что правда, а что лож, выдаваемая за правду. А батюшка Серафим Вырицкий это настоящий святой, человек удивительной судьбы и святой жизни, он канонизирован - причислен к лику святых, и ему безусловно можно читать акафисты. Батюшка Серафим Вырицкий много пророчествовал о будущем России, вот одно из них - "Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен." Неправда ли актуально на сегодня, очень узнаваемо.
Спаси вас Господи, прошу ваших святых молитв.
Елена спрашивает:
Здравствуйте Батюшка! Говорят, что сидеть нога на ногу нельзя! Это что грех?
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Елена.
Сидите пожалуйста как вам удобно, но только не в храме.
Спаси вас Господи.
Елена спрашивает:
Батюшка подскажите пожалуйста, если в доме есть лишние нательные крестики, с ними что делать?
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Елена.
Если в доме есть лишние, вам не нужные, нательные крестики, тогда раздайте их нуждающимся. А если не знаете кому, то принесите в храм и отдайте за ящик, там все сделают за вас.
Спаси вас Господи.
Елена спрашивает:
Здравствуйте Батюшка!
На счет просфор очень интересно для чего в речку уголь и пепел опускать? А я их в храм приносила, за свечным ящиком их у меня взяли...
А что делать с записками (с грехами), которые священник на исповеди рвет?
И если на на тельном крестике нет распятия и слов Спаси и сохрани это ничего страшного?
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте.
Как раз не очень-то интересно. Сначала сжигать, потом речку искать. Поэтому и говорится, что надо стараться избегать таких случаев. Видимо то, что необходимо, сделают теперь за вас те, кому вы отдавали свои просфоры. Им проще было наверное сделать все самим чем вам объяснять как и что. Записку надо тоже сжечь, не отдавать же ее за свечной ящик, а если на крестике нет распятия и слов - СПАСИ И СОХРАНИ, то это тоже крестик Христов, если вы его носите как христианка, а не для украшения вашей шеи.
Надеюсь, что теперь ответил, спаси вас Господи, не даете мне скучать.