марина спрашивает:
Здравствуете отец Андрей!Хотелось бы Вас спросить очень трудно в этом мире остоваться человеком.Я стараюсь неосуждать незавидовать.незлиться но невсегда это получаеться.Подскажите как в этом мире оставаться человеком необидеть людей и негрешить перед Господом.С нетерпением жду ответа.Спасибо
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Марина.
Если бы нам было возможно, своими собственными силами не осуждать, не злиться, не завидовать, не предаваться страстям, то Христос не пришел бы на землю. Он, как и было прежде много раз, послал бы пророка, который научил бы людей как им оставаться людьми, что делать и каким инструкциям следовать. Тот пророк научил бы нас читать «Святый Боже, по Отче наш» и мы люди грешные, в определенных жизненных ситуациях, прочитав то, что надо, поклонившись в какую надо сторону, поднатужившись, перестали грешить. Но Бог Слово, воплотился от Пречистой Девы Марии, пришел к нам Сам, потому как, внутренняя поврежденность человека настолько была глубока, что только Бог мог исцелить эту язву. Поэтому и совершилось Боговоплощение. “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Иоан.3:16) Христос восприняв поврежденную человеческую плоть, кроме греха, исцелил ее через страдания и смерть в Самом Себе, а потом в третий день воскресил, восстав от гроба. Грех это не нарушение внешних правил или нормативов, грех это то, что живет в нас и мешает нам жить, это то, от чего мы страдаем. Но страдания эти происходят только тогда, когда человек начинает видеть себя, понимать что он на самом деле не такой, каким хочет казаться окружающим. Это внутреннее видение самого себя, является даром Божьим, то есть дается тему, кто сам этого захочет. Если же человек не считает себя больным, то естественно, он никогда не обратится к врачу. Так же если мы не видим своих грехов, страстей и пороков, то никогда не обратимся ко Христу Спасителю. Если мы не погибаем, то нам не нужен и Спаситель. А задача человека, деланием всей его жизни, в действительности и является – познание самого себя. Видение своей греховности и недовольство самим собой, это и есть школа смирения. Невозможно обрести Бога, который чрезвычайно смирен, не стяжав этого божественного качества. Сам апостол Павел говорит такие слова - "не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю" и еще "знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе" (Римл. 7:18). Это говорит Великий святой, а нам грешным тем более, должно терпеть самих себя, не отчаиваться, но с помощью Божией исправляться. Верю и знаю, что Господь, видя ваше искреннее желание, обязательно поможет вам, не обижать людей, каяться в своих грехах, смиряться, осознавая свои немощи, и жить, так что бы оставаться человеком – христианкой в любой жизненной ситуации.
Спаси вас Господи, надеюсь, что хоть как-то ответил.
Ольга спрашивает:
Добрый день, отец Андрей! Давно хочется у Вас спросить о своей ситуации. Меня в детстве крестила бабушка-монашка, так как тогда были такие времена,не всех вообще тогда крестили. Считаюсь ли я крещенным человеком? Или мне стоит еще раз покреститься,но уже в церкви? Имею ли я право сейчас исповедоваться и причащаться? Заранее спасибо за ответ!
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Ольга.
Если вас крестила в детстве бабушка, пусть даже не в церкви, но, соблюдая главную формулу Таинства Крещения, а именно, при погружении в воду над вами произносились слова – «Крещается раба Божия Ольга, во имя Отца, Аминь. И Сына, Аминь. И Святаго Духа, Аминь», то ваше крещение считается действительным. Тем более, что вы сами уже воцерковленный человек, имеющий самое главное – веру. Так же вы можете и имеете право, исповедоваться и причащаться. Но, есть ли у вас уверенность в том, что ваша бабушка-монашка крестила вас именно так как положено в православии? Так же, вам не преподали Таинство Миропомазания, та как его может совершить только священник, в отличии от Крещения, которое может совершить даже мирянин с выше указанной формулой. Я лично советую вам в любое удобное для вас время, придти в храм и принять Таинство Крещения полностью как положено, включая и Таинство Миропомазания, а так же пройти обряд воцерковления. Думаю после Таинства, совершенного в храме, у вас больше никогда не будут возникать вопросы и сомнения на этот счет.
Спаси вас Господи, надеюсь, ответил.
Надежда спрашивает:
Добрый день! Подскажите, правда ли что на праздник Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна нельзя есть всё круглое?
Заранее, спасибо
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Надежда.
Весь воздух во всем мире наполнен этой заразой, под названием – суеверие. Эта болезнь передается по наследству, а также из уст в уста. Распространителями обычно являются люди мало воцерковленные, хотя от прихожан, которые лет 10 ходят в храм, можно запросто подцепить какую нибудь суеверную «бактерию». Особенно подвержены вирусу те, у кого не выработан духовный иммунитет, обычно это люди духовно-ищущие, но по простоте своей доверчивые. Таковые обычно становятся жертвой «вируса», а далее и его распространителями.
А теперь более серьезно.
Приведем материал из компетентных источников.
Итак, что можно сказать по поводу народных обычаев, связанных с днем Усекновения главы Иоанна Предтечи?
Ранее мы уже видели, что церковный Устав не поддерживает мнение тех, кто придает значение не самому посту, а «качеству снедей» в этот праздник. Как указывает священник Димитрий Кулигин, суеверия, запрещающие в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи есть продукты круглой формы, резать и рубить что-либо и т. п. «не имеют ничего общего с истинным, церковным, почитанием дня Усекновения. Церковь предлагает отметить память „за истину пострадавшего пророка“ усиленной молитвой (на этот день полагается Всенощное бдение) и воздержанием от скоромного, как раз разрешая есть „от различных овощного плода“ и растительное масло…» [49]. По замечанию прот. Андрея Антощука, «поверья о том, что в день Усекновения главы Предтечи нельзя вкушать пищу круглой формы и использовать рубящие и режущие предметы – это суеверия и они не имеют никакого основания в традициях Церкви, им не следует придавать никакого значения» [50]. Даже помимо прочего, «сравнение головы Иоанна Крестителя с круглыми овощами и фруктами едва ли можно назвать благочестивым…» [51]
В заключение приведем случай, рассказанный монахом Серафимом (Шолковым).
«Однажды афонский монах на праздник Усекновения главы святого Иоанна Предтечи был в гостях у очень благочестивых православных христиан. За трапезой он взял нож и хотел было разрезать крупное яблоко, но хозяйка, увидев это, вдруг как закричит:
— Батюшка! Что же вы делаете?!
— Что? — говорит монах. — Яблоко хотел разрезать.
— Да вы что?! Разве вы на Афоне не знаете, что в этот день нельзя ничего круглого резать?!
— Нет, не знаю. У нас на Афоне такого нет.
— Как это может быть?! — говорит хозяйка, — ведь все знают, что в этот день нельзя ничего круглого резать. Многие особо благочестивые вообще ничего не режут, даже ножи прячут, потому что в этот день отсекли главу святому Иоанну Крестителю.
— Да, я понимаю, что в этот день отсекли главу святому Иоанну Предтече … , но не могу понять, какая связь ножа и круглых фруктов с главой Иоанна Крестителя?
На это хозяйка монаху заметила, что недуховный он человек, а потому и не разумеет всю глубину духовной связи. Выходит, что чем более ты суеверный, тем более „духовный“. Монах не спорил о своей духовности, но кротко сказал: „А как же тогда воспринимать тот факт, что священнослужитель сегодня на проскомидии резал круглые просфоры?“ Хозяйка ничего не могла на это возразить, задумалась, а после сказала:
— Да, батюшка, верно, а я ведь раньше никогда над этим не думала. Выходит, что это суеверие?
— Да, это суеверие, — сказал монах и при этом добавил: — Я очень рад, что вы это поняли.
А ведь многие этого не понимают, потому что суеверие держит их в умственной слепоте. Они больше верят вещам преходящим, чем истинному Богу. Остается лишь сострадать православным христианам, которые попали в сети суеверного невежества — сети дьявола, который сильно издевается и насмехается над ними. „Смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, не смеху только, но и геенне подвергающее обольщаемых! Если это делается у язычников, то нисколько не удивительно; а когда поклоняющиеся Кресту, приобщающиеся неизреченных Таинств и достигшие любомудрия держатся таких постыдных обычаев, это достойно многих слез“, — учит святитель Иоанн Златоуст…
Суеверие не уничтожает несчастья и тем более не может принести человеку подлинного счастья. Да, все люди хотят быть счастливыми, но как печально, что большинство из них не знает, что истинное счастье достигается лишь посредством непоколебимой веры в Господа нашего Иисуса Христа»
Спаси вас Господи.
Анастасия спрашивает:
что по вашему мнению значит счастье?
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Анастасия.
Если вас интересует мое мнение, то оно таково.
Счастье это радость в сердце от мысли, что есть Бог, что Он есть Любовь, что Он нас любит и жалеет. Счастье это радость в душе от осознания того, что ты нужен, что ты любишь и любим. Счастье это вообще радость от жизни. Осознай человек и радуйся, чистой и тихой радостью, тебя не было, и вот Бог привел тебя из небытия в бытие, вселил в этот прекрасный мир и ты теперь вечен, смерти нет! Сам Господь говорил своим ученикам – радуйтесь. Но не надо забывать, что счастье это - сей час, в этой жизни, временно. Счастье это отголосок той, вечной радости, которая именуется – блаженством. Дай Бог, что бы все люди на земле были счастливы, дай Бог что бы все спаслись и вкусили вечного блаженства. Человекам это практически не возможно, но не Богу.
Спасибо за вопрос, надеюсь, что ответил.
Татьяна спрашивает:
Отец Андрей! У меня к Вам такой вопрос: что не прощается в браке (венчаный)? что является поводом для развода? Если изменяет муж, то как следует вести себя жене? Спасибо.
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Татьяна.
Прощать всегда бывает трудно. А кто нам сказал, что в Царство Божие войти легко? Сам Господь и Спаситель наш Иисус Христос говорил своим ученикам – «Царство Божие нудится и нуждницы восхищают его» (Мф. 11, 12), то есть приобретают его, понуждая себя к терпению, и доброделанию. Так же надо бы и вам понуждать себя, терпеть и прощать немощи своего мужа. Но, только если кается, просит Бога и жену о прощении, умоляет простить ошибку и грех. В этом случае мы просто обязаны простить, это долг каждого христианина. А если муж не нуждается в покаянии, не нуждается и в прощении, но продолжает жить в прелюбодеянии, то это как раз и является, поводом для развода. А сколько терпеть и мучиться, когда и в какое время все это прекратить, определять надобно в каждом частном случае по-разному. Конечно, лучше подольше помучиться, пострадать, да и помолиться за заблудшего мужа, нежели сразу развестись. Главное надо понять, что в беде не только вы, но и он сам, хотя пока этого и не замечает. Человек, наслаждающийся грехом блуда, уподобляется псу, лижущему языком острие клинка и упивающегося своей собственной кровью. Начните сами восстанавливать своего мужа в самой себе. Это не пустые слова, они основаны на учении нашей Церкви. Если в Таинстве Брака двое становятся одной плотью, то абсолютно естественно, что греховная жизнь одного из супругов разрушает единство Брака. Из этого следует, что духовная жизнь через воцерковление, исповедь, причащение Святых Христовых Таин другого, может, с Божьей помощью, восстановить единство, смягчит сердце согрешающего и привести его к покаянию. Начните, молиться за мужа, не отдавайте его, вырвите из грязных лап демона блуда, идите в Храм, просите Божию Матерь, подготовьтесь к исповеди и Причастию. Не сдавайтесь, бесы сильны только тогда, когда мы слабы.
Спаси вас Господи, очень надеюсь, что ответил.
Антонина спрашивает:
Батюшка,здравствуйте!Скажите пожалуйста,что надо сделать,чтобы можно было бы молиться за родственника,покончившего жизнь самоубийством? Как Вы относитесь к тому,что на страницах наших сосновских газет печатаются объявления благодарности буквально за все.Я считаю это плохой привычкой.Настоящий христианин не должен ждать благодарений от людей,а только от Бога.Спасибо!
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Антонина.
Абсолютно ничего не надо делать, чтобы можно было бы молиться за родственника, покончившего жизнь самоубийством. Надо просто начать молиться. Но молитва эта, должна быть келейной, т.е. домашней. В церкви же, подавать записки на проскомидию об самоубийце не следует. И ничего тут уже не поделаешь. Дома пожалуйста, даже священника можете пригласить, вот вам полная информация по этому вопросу…..
Священный Синод РПЦ благословил употребление молитвенного последования для родственников самоубийц
На заседани Священного Синода РПЦ в Киеве от 27 июля было принято решение одобрить «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго» – частную молитву для родственников самоубийц.
Предисловие
Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (Тимофея 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.
Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.
В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения за литургией, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы.
«Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго» будет разослан в епархии для употребления на приходах Русской Православной Церкви. В определении Синода указано, что этот чин может быть совершаем многократно, как многократно совершаются панихиды, ― всякий раз, когда родственники лица, окончившего жизнь самоубийством, будут обращаться к священнику за утешением в постигшем их горе.
Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.
Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго
Благословен Бог наш:
Трисвятое по Отче наш:
Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, / ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, / яко немощен есмь.
Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас, всякого бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце, грешнии приносим, помилуй нас.
Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем.
И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиеся на Тя да на погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианского.
Псалом 50-й.
И абие антифон, глас 3:
Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).
Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).
Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).
Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!
Слава:
Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4).
И ныне:
Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.
Господу помолимся.
Господи, помилуй.
Молитва
Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.
Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.
Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Премудрость.
Пресвятая Богородице спаси нас.
Честнейшую Херувим:
Именем Господним благослови, отче.
Обычный (малый) отпуст.
Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения
Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.
Патриархия.ру
Дата публикации: 28.07.2011
Что касается второй части вашего вопроса, то здесь вам смущаться не надо. Все мы люди разные и верующие и не верующие, всем нам хочется радостей в жизни. Для святого человека похвала это как яд, отрава, для всех его добродетелей. А нам грешным, бывает приятно, когда нас хвалят, или пишут благодарности в газету. Да и Сам Господь желает, что бы мы все были счастливы, чтоб не грустили, но радовались. Поэтому газеты наши районные выполняют нужную функцию – поощрения людей и их добродетели.
Спаси вас Господи, надеюсь, что ответил.
Елена спрашивает:
Спасибо Батюшка за Ваш ответ, очень кстати, постораюсь его передать страждующему недугом, хочет придти на исповедь, но не может! Помолитесь за Александра. Сваси Вас Господи!
Елена спрашивает:
Здравствуйте Батюшка! Подскажите пожалуйста, как молиться за родственника, который на глазах спивается и ничего слушать не хочет?
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Елена.
Молиться за родственника, который на глазах спивается, можно так.
«Господи, изведи из рова погибели создание твое, спаси и помилуй раба Твоего …имя…. И избавь его от недуга пьянства».
Очень часто в подобных ситуациях бывает так – и молятся, и акафисты читают, записки подают за пьющих сродников, но ничего не происходит, как будто Небо безмолвствует. Это бывает настоящим испытанием для верующего человека. На самом деле, Бог слышит и внемлет нашим молитвам, но как ни странно это слышать, Он не может исцелить страждущего. По какой такой причине? Да потому что многие одержимые пьянством сами не очень хотят избавиться от этой пагубной страсти. А для Бога, создавшего нас свободными, наша свобода неприкосновенна. Бог чрезвычайно смирен и ненавязчив. Он хочет, чтобы человек сам сделал свой выбор в пользу добра. «Невольник не богомольник», «Насильно мил не будешь» И если представить вдруг, что за ваши святые молитвы ваш родственник перестает в одночасье пить горькую, то, он вообще ничего не поймет, что это с ним произошло, и зачем. Только тогда, когда сам грешник, лютой ненавистью возненавидит свой грех, и обратится к Богу с осознанием своей немощи и недостоинства, тогда Господь обязательно поможет. Ибо Он не хочет смерти грешника, но хочет его обращения и спасения. Когда воля Божья и воля человека соединяются в одно целое, тогда в немощи человеческой совершается сила Божия. Тогда Божественной Благодатью совершается исцеление тела и спасение души. В большинстве случаев этим недугом страдают люди гордые. Часто из уст их можно слышать – «хочу, пью, а хочу и не пью». Это признак гордости, высокого о себе мнения. Поэтому такие люди чаще всего становятся пьяницами, дабы убедиться в противоположном – «хочу, пью и не хочу, тоже пью». При этом, бывает, совершенно теряют образ человеческий, уподобляясь скотам несмысленным. А все для того, чтобы убедиться опытно, кто мы такие есть на самом деле.
Молитесь, исполняя заповедь Господа и Спасителя, а чтобы был результат надо начать молиться и вашему родственнику, а иначе цирроз печени, а потом вечная мука и страдания.
Спаси вас Господи.
Людмила спрашивает:
Здравствуйте Батюшка! Запуталась в жизненной ситуации, хотелось бы получить ваше напутствие. Я замужем, с мужем венчана, есть ребенок-один годик. Только от мужа не вижу ни помощи, ни внимания, как служанка все выполняю. А сейчас написал мне молодой человек с которым давно была знакома, он до сих пор испытывает чувства ко мне, хотя прошло больше 3 лет. С одной стороны, сатана в искушение меня вводит, а с другой стороны, хочется быть счастливой. Если можете, подскажите, пожалуйста, верный путь.
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Людмила.
Наши чувства, в большинстве случаев, суть наши страсти. Страсть - в переводе с церковно-славянского – страдание. И получается, чем больше мы страстны, тем больше страдаем в этой жизни и мучаем сами себя, а порой и окружающих нас. Для большинства людей живущих на планете Земля, поиск счастья, это главное занятие в жизни. На самом деле, быть счастливым, здесь и всегда практически невозможно. Да и само слово счастье имеет в своей основе корень – сейчас, то есть, в сию минуту, в сей час и все. Диавол всегда был обманщиком и методы воздействия на человека у него одни и те же. – «Брось мужа, жизнь одна, этот человек тебя любит по настоящему, муж не любит, у него кто-то есть, обрети настоящее счастье, ты достойна этого», и так далее и тому подобное. Сатана ограничен, и крайне не изобретателен, поэтому все старо как мир. Оглянитесь вокруг себя. Разве быть матерью не радостно? Разве несчастны, мама и папа, когда видят первые зубки, когда бывают первые шажки маленькими ножками, или первые словечки? На самом деле, для счастья у вас все есть, теперь вам пора строить любовь. Любовь - это жертвенное служение своему мужу, ребенку – семье. Перестаньте роптать на свою долю – служанки, а станьте служанкой. Служите усерднее без воздыханий и с большой любовью. Результат не заставит себя ждать. Это и есть настоящее христианство. Если так поживете во всяком благочестии, чистоте и жертвенной любви, то с годами отношения будут только крепнуть. А фундамент у вас уже есть. Не смотрите в прошлое, не уподобляйтесь жене Лота, которая оглянулась с сожалением назад в сторону Содома и Гоморры и превратилась в соляной столб. Какие бы перспективы вам не рисовал лживый «художник», он все равно вас обманет. Потеряете, то, что имели здесь, а там будет одно разочарование и угрызения совести. У совести зубов нет, но загрызет до смерти. И получится, что станете еще более несчастны, доведя себя до полного отчаяния. Порвите письма, или категорично ответьте на смс. Все в прошлом, у вас семья, у вас здесь и только здесь, настоящее будущее. Пусть молодой человек больше не появляется в вашей жизни, не давайте повода, не предавайте свою семью.
И еще. Вам обязательно надо воцерковляться. Начните приносить ребенка ко Святому Причастию. Самой надо готовиться и причащаться. Где нам грешным обрести силы духовной как не у Христа Бога. Сам человек слаб, но если он повергает свою слабость и немощь пред Господом, каясь в грехах на исповеди, то Бог дает ему силы идти дальше на этом жизненном пути, ибо «сила Божия в немощи совершается» (см. 2 Кор. 12:9).
Спаси вас Господи, надеюсь, что ответил.
Елена спрашивает:
Здравствуйте Батюшка! Простите меня,за то что Ваш секрет прочитала, но это прям про меня на счет "святого сатаны". И еще бывает отчаяние от того, что хочеться причаститься, но все вокруг, как будто против меня, то пост нарушишь, то поругаешься, то грех никак изложить не могу, то ужас вселяется при одной только мысли, что нужно причаститься. Текущий пост вообще не соблюдаю, только один денечек выдержила. И вообще у меня никакого смирения ни в чем нет. А как часто нужно причащаться? И на счет поста тоже объясните пожалуйста, меня отчаяние берет, то, что среду и пятницу надо поститься, а у меня не всегда получается, а если получается, то раздражаюсь на людей.
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Елена.
«Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей»
Федор Михайлович Достоевский "Братья Карамазовы"
Присутствие этой нескончаемой борьбы, мы будем ощущать, покуда живы, а побеждать в этой борьбе будет тот, кому мы отдадим свое сердце. И желательно для нас, что бы это был Бог. Борьба происходит внутри нас, мы участники непосредственные, а победить должен Он. Это именно тот случай, когда Бог верит в нас, надеется на нас, и ждет движение нашего сердца навстречу Ему, что бы осознав свою человеческую немощь, мы восприняли силу Божию, Его Божественную благодатную помощь. Ведь, как известно, только в немощи человеческой Сила Божия совершается. И вас, как и многих, лукавый смущает, дабы отлучить от Причастия, потому что для него это огонь и боль невыносимая. Не надо слушать мысли, надо идти к Чаше, даже если в пост - «только один денечек выдержала». А причащаться может православный христианин не чаще одного раза в сутки. Остальное несите все на исповедь, и не бойтесь, священники на исповеди даже не кусаются.
Спаси вас Господи, надеюсь, что ответил.