Дмитрий спрашивает:
Отец Андрей, здравствуйте. Помяните душу раба Божьего Сергия. Память 2 мая. Буду Вам очень признателен. Спаси Господи.
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Дмитрий.
Обязательно помяну.
Дмитрий спрашивает:
Здравствуйте, отец Андрей. У моего отца годовщина смерти 2 мая. На страстной неделе, я так понимаю, поминки не делают. Можно ли собрать родных и близких раньше или это лучше сделать после Радоницы? Что лучше заказать в храме 2 мая для усопшего и уместно ли посещать кладбище в Великий Четверток? Литию на кладбище можно от служить только на Радоницу или можно чуть раньше или чуть позже? Простите за мое косноязычие. С Великим Постом Вас.
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Дмитрий.
Годовщина смерти у вашего отца в этом году совпадает с Великим четвергом, а в этот день святая Православная наша церковь воспоминает Тайную вечерю, на которой, Спаситель и Господь наш Иисус Христос, установил Таинство Святой Евхаристии. В этот день совершается Божественная Литургия Василия Великого, на которой вы можете подать записку на проскомидию о своем приснопамятном родителе. Если же вы желаете устроить поминки в виде ужина в память об отце, то это можно сделать в Вербное воскресенье, тем более в этот день разрешается вкушать рыбу. Посетить кладбище и совершить литию в этот день, также никто вам не запретит, а на Радоницу само собой. И если хотите то напишите имя вашего отца, с удовольствием помяну его, и на проскомидии выну о нем частичку, как о человеке, воспитавшем верующего и заботливого сына.
Спаси вас Господи, с великим постом.
А*** спрашивает:
Батюшка, благословите! Великий пост в самом разгаре и снова искушения. Скажите, как мне быть. Недавно я узнала, что мой супруг увлекается, простите, порно-фильмами. Для меня это шок. Мы женаты чуть больше 4 лет, венчались в церкви, и тут такое. Я боюсь разговора с мужем. Не знаю как реагировать на подобное. В глаза спросить стыдно, поэтому не пишу своего имени. Для меня это как удар в спину. Почему такое происходит? Как отвадить супруга от этой греховной страсти никому не причиняя вреда?
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте, с Великим постом.
Господь наш Иисус Христос сказал своим ученикам и всем нам - "Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят"(Лк. 17, 1) Тяжко согрешают те, кто вводит множество людей в грех прелюбодеяния посредством производства и распространения порнографии, “Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем” (Матф.5:27-28). Эти несчастные, подобны псам, которые лижут острое лезвие ножа и упиваются вкусом собственной крови. Но есть и те, которые знают что творят. Они знают точно, что человек, погрязший в рассматривании порнографии, неспособен любить свою жену, детей, родителей, и вообще людей, он видит в людях только потенциальных партнеров для воплощения блудных фантазий своего поврежденного рассудка. Также такой человек неспособен любить и свою страну - Родину. А, как известно, где нет любви, там не может быть и Бога, потому как Бог есть Любовь. И если вдруг, не приведи Господь, русский наш народ погрязнет в этой всемирной клоаке разврата, то, наверное, жизнь и существование человечества в очах Божьих потеряет всякий смысл. Те наши мужики и ребята, «подсевшие» на порно, губят свою бессмертную душу этим греховным недугом. Порнография сковывает волю человека, подавляет в нем личность, а образ Божий растаптывает в грязи сердечной и телесной нечистоты. Порнография «оскотиниванивает» человека, превращает его душу в сосуд, наполненный нечистотами и мерзостью. Духу Божьему нет места в сердце человека зараженного этим недугом. А потому, если не очнуться и вовремя не остановиться на этом гибельном пути самому, то остановит обязательно какая нибудь тяжкая болезнь, или беда, и не Бог будет виновен в том, потому как, мы изгоняем Его из нашего сердца, когда совершаем грех.
Последняя часть вопроса, наверное, самая главная – что делать. Боюсь, что ответ будет прост, сложнее применить на деле. Надо усердно молиться за своего мужа, а теперь сугубо. Потому что он в беде, он болен, его надо спасать. Молиться надо и плакать, просить своими словами чтоб прям из сердца. «Господи Иисусе Христе, спаси моего супруга от пагубной страсти греховной, Ты видишь как мучает его дьявол, пощади создание Твое, отгони от него дух похоти, дай ему познание Истины, Ты есть Истина и Жизнь, спаси его и помилуй, и т.д……..Аминь» Надо начать посещать церковь, самой регулярно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. Привносить в свой дом благодать Святого Духа из храма. Потом мужу надо предложить сходить на богослужение, если возможно уговорить. Пройдет время, Бог даст все будет хорошо. А если ничего не изменится, то, наверное, серьезного разговора не избежать. Телесные недуги тоже лечатся сначала таблетками, если не проходит, уколами, если не помогает, тогда делается операция, если и операция не дает результат, то, ампутация единственный выход чтоб спасти жизнь. Вы с мужем одно целое, это часть вас, поэтому от его греха, который он пока не видит и не чувствует, больно вам. Если же все-таки случится неприятный, но неизбежный разговор, то он, может быть, как раз и послужит к пробуждению совести, может так станет стыдно за причиненную вам боль, что сердце вашего мужа смягчится, а душа раскается.
Спаси вас Господи, не унывайте, с Великим постом.
зоя спрашивает:
Батюшка благословите и скажите пожайлуста является ли грехом брать свечи от какого либо святого во время панихиды что бы возжечь ее и стоять с ней За рание большое спасибо и простите за беспокойство
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Зоя.
Наверное, Вы имели в виду, грех ли брать свечу с подсвечника стоящего у иконы святому и стоять с нею на панихиде. Грехом это не является, но делать этого не стоит. Свеча в наших руках в храме, это не освящение пространства и это не какой либо особый ритуал или традиция, это символ горения нашей молитвы пред Богом, в данном случае за усопших, наших родных и близких. Поэтому если кто-то возжег свой светильник молитвы перед иконой того или иного святого, то нам не следует его брать для панихиды, а должно возжечь свой.
Спаси вас Господи, с Великим постом.
Светлана спрашивает:
Здравствуйте,батюшка.Скажите,пожалуйста,как относится православная церковь к католическим святым.Католики говорят,что получают от них помощь.Собирают свидетельства чудес для канонизации.Разве это возможно? Или у них тоже есть святые мощи? Почему католики почитают Святителя Николая Чудотворца также как и мы? Спасибо.
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Светлана.
Вот что пишет о католических святых святитель Игнатий Брянчанинов, который очень тщательно изучал "творения" католических "подвижников", жизнеописания их и духовный опыт. Выводы святителя Игнатия довольно не утешительные.
«Не играйте вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и Святых Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая церковь выдает за святых!), изучите в Святых Отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования приличествуют христианину» (Свт. Игнатий (Брянчанинов). Соч.: в 7-ми тт. СПб.: 1886. Т.4. С. 476).
Глубоко ошибочно было бы думать, что прелесть - явление, возникающее на почве специфически православной. В своей статье "О прелести" святитель Игнатий прямо пишет:
"Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцев наших. Все мы в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть - признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос" (I,230).
Особенно важны для нашего времени суждения святителя Игнатия о западных, католических подвижниках. В полном согласии с прочими святыми Православной Церкви он свидетельствовал: "Большая часть подвижников Западной церкви, провозглашаемых ею за величайших святых - по отпадении ее от Восточной Церкви и по отступлении Святого Духа от нее - молились и достигали видений, разумеется, ложных, упомянутым мною способом... В таком состоянии находился Игнатий Лойола, учредитель иезуитского ордена. У него воображение было так разгорячено и изощрено, что как сам он утверждал, ему стоило только захотеть и употребить некое напряжение, как являлись перед его взорами, по его желанию, ад или рай... Известно, что истинным святым Божиим видения даруются единственно по благоволению Божию и действием Божиим, а не по воле человека и не по его собственному усилию, - даруются неожиданно, весьма редко... Усиленный подвиг находящихся в прелести обыкновенно стоит рядом с глубоким развратом. Разврат служит оценкою того пламени, которым разожжены прельщенные" (I,244).
Святитель указывает и на другие скрытые от внешнего взора причины прелестных состояний западных подвижников. Так, он пишет:
"Кровь и нервы приводятся в движение многими страстями: и гневом, и сребролюбием, и сластолюбием, и тщеславием. Последние две чрезвычайно разгорячают кровь в подвижниках, незаконно подвизающихся, соделывают их исступленными фанатиками. Тщеславие стремится преждевременно к духовным состояниям, к которым человек еще не способен по нечистоте своей; за недостижением истины - сочиняет себе мечты. А сладострастие, присоединяя свое действие к действию тщеславия, производит в сердце обольстительные ложные утешения, наслаждения и упоения. Такое состояние есть состояние самообольщения. Все незаконно подвизающиеся находятся в этом состоянии. Оно развивается в них больше или меньше, смотря по тому, сколько они усиливают свои подвиги. Из этого состояния написано западными писателями множество книг" (IV,499).
Интересно отметить, что святитель Игнатий (изучавший католическую аскетическую литературу не по переводам, а в латинских подлинниках) указывает и конкретные временные координаты отступления католических аскетов от единого опыта святых единой Вселенской Церкви. Он пишет:
"Преподобный Венедикт [†544], святой папа Григорий Двоеслов [†604] еще согласны с аскетическими наставниками Востока; но уже Бернард Клервосский (XII в.) отличается от них резкою чертою; позднейшие уклонились еще более. Они тотчас влекутся и влекут читателей своих к высотам, недоступным для новоначального, заносятся и заносят. Разгоряченная... мечтательность заменяет у них все духовное, о котором они не имеют ни малейшего понятия. Эта мечтательность признана ими благодатью" (IV,498) [1].
О мощах.
Соответственно, если очевидно присутствие лжесвятости католических подвижников, то и мощи их являются лжесвятыней.
О святителе Николае.
Святитель Николай жил и подвизался до уклонения западной церкви в ересь католицизма, поэтому почитается Великим святым и у православных и у католиков, но опять же не одинаково. Свидетельством тому, является то, что новый папа не избрал для себя имя святителя Николая. Уверен, что святитель Николай заботился и ныне заботится о бедных и обездоленных ни чуть не меньше чем Франциск Асийский. Тем не менее, новый папа избирает имя католического святого, одного из тех болящих, о ком пишет святитель Игнатий Брянчанинов.
Спаси вас Господи, с Великим постом.
Александр спрашивает:
С Великим постом вас, батюшка!
Скажите, батюшка, можно ли есть рыбу (обычные дни) в день после причастия Святых таинств.
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Александр.
В обычные дни, кроме поста, после причастия можно есть и рыбу и мясо, так как воздержание необходимо до принятия Святых Христовых Таин. После же причастия для вас наступает личная Пасха, поэтому «заклавшее тельца упитанного ядше возвеселимся».
Спаси вас Господи, с Великим постом.
Игорь спрашивает:
Здравствуйте,батюшка.Скажите где проходит граница между осуждением и рассуждением,как это почувствовать внутри себя. Спасибо.
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Игорь.
Об этом я как-то слышал в одной из лекций профессора Осипова Алексея Ильича. Он размышлял как раз о том, что если мы говорим о происходящем вокруг нас и даже негодуем о той или иной ситуации, которую допустил человек нами знаемый, с тем что, не должно этого делать, не правильно это, то значит, мы занимаемся рассуждением, лучше конечно посочувствовать. Но если мы говорим, что тот или этот такие то, и на них пробу негде ставить, это значит, мы их уже осудили и приговорили, заметьте, раньше самого Господа Бога, странно, не правда ли.
Спаси вас Господи, с Великим постом.
Зоя спрашивает спрашивает:
Батюшка Андрей скажите пожалуста можно ли читать Псалтирь по усобшему дома если тело находится в морге СПАСИБО
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Зоя.
Чтение псалтири по усопшему является молитвой за него ко Господу, а молиться за человека можно везде и всюду, значит, если тело человека находится в морге, то читать псалмы можно дома, как и подавать записку о новопреставленном в храме. Еще раз напоминаем сами себе и друг другу, что чтение псалтири это не ритуал над телом, а молитва к Богу.
Спаси вас Господи.
Сергей спрашивает:
С Великим постом Вас, уважаемый отец Андрей!
У меня такой вопрос: По окончании службы прихожане подходят к кресту, можно ли после этого сразу выйти из церкви, или надо обязательно подождать, когда закроются врата и только потом выйти.
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Сергей.
Конечно же, можно сразу после целования креста выходить из храма. В закрытии священником Царских врат нет никакой мистики, и священнодействия тоже нет.
Спаси вас Господи, с Великим постом.
Зоя спрашивает:
Великим постом,отец Андрей!Что сделать с соборным маслом усопшего?В одной литературе прочитала,что надо изливать на усопшего.Другой источник говорит,что оно нужно живому телу.А как правильно?
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Зоя.
Вы правильно прочитали, что масло от Таинства Елеосвящения нужно живому человеку. Его должно употребить постепенно в пищу или помазываться им. Но если человек умер, то естественно это масло надо пролить в гроб во время прощания с усопшим, в момент предания тела к земле.
Спаси вас Господи, с Великим постом.