роман спрашивает:
Здравия вам батюшка, с праздником. У меня беда, не разу таково небыло. Готовился к причастию как обычно, а обычно все я невычитываю, половину в лутшем случае и то, как то все скомкано. Только спустя три года стал читать полностью утренние. Был такой опыт что вычитывал побольше, канон покаяный евангелие каждый день, но после этого становился святым и жестко падал. Батюшка на это мне сказал-что Господу сердце наше нужно, и спросит он не за то, кто сколько и чего вычитывыл, а за другое. С постом тоже самое, кокда получалось, вылазило тщеславие или голодный начинал есть людей. Так все и шло, падал вставал, но с принятием Христа стал видеть в себе то, чего раньше невидел, то что раньше несчитал даже за грех. То что немогу толком готовится явило мне всю мою немощь и все мое недостоинство, но при этом и то как любит меня Господь,принемая меня грешнанаго и окаянного. Вот так и жил, до вчерашнего дня. На вечерний, по обстаятельствам был в другом храме. На исповеди сказал что съел блин с творогом, (у меня чтото с желудком или поджелудочной не могут деагностировать, случаются приступы, помагает если чтонибудь съем)не от того что мне хотелось блин, а потому что он попался под руку. На что священник
резонно заметил -Если в доме есть блин с творогом, значит был кусок хлеба с водой, к причастию неблагославляю. Пошел поплакался Богородице и на сердце легло-подойди после службы объясни все обстоятельно, что я и сделал. Батюшка снизашел до моих немощей и благословил, но при условии -ипитьмья вычетать ВСЕ вечерние правило и ВСЕ последование, плюс 15поклонов(удивительно что не150 )на что я с радостью согласился. Но нетут то было. Пока съездили в больницу, пока вернулись, поели, собрались домой 50км, доехали было начало 11. Хватило меня минут на 30-40 осмыслено, потом все, еще и в сон кланить стало, на этом я закончил. С утра понимая, что ипитьмья это серьезно решил дочитать в храме. Читать в храме оказалось еще сложнее, идет служба а тебе надо на другом сосредоточится. Поймал батюшку(у нас их 6, трое первую служат, трое вторую) он мне все подтвердил и то что во время службы читать нестоит. На мой вопль, что без причастия мне долго нельзя(мне всегда трудно готовится, я не молитвеник, звучит страшно, но в храм себя ходить заставляю )был ответ -Укого окормляешься у того и спрашивай. Что тут было ответить, с тем и пошел. Духовника у меня нет, читаю святых отцов, кому можно позвонить служит в другом месте 90км. Выводы у меня такие-Все это неурядица житейская и исповедоватся надо в одном месте. Другой что это все неспроста и надо както застовлять себя "молится"больше. Ну и все это происки рогатого(хотя здесь чегото у меня невяжется, они же иреи божьи хотя с тавоже теста что и мы)Я хотел пойти к чаше, но неосмелился. Вот так. Хотелось услышать вас -что вы видите здесь?
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Роман.
Я грешный иерей Божий из такого же теста что и вы, и все что я прочитал вами выше изложенное, ну как будто про меня все написано. Только вижу здесь одно, то, что вас в отличии от меня это тревожит, а значит вы спасаетесь как можете, и это самое главное. Господь не оставит. «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте... И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14:1,3) Это нам говорит Сам Господь, что нам еще надо для утешения услышать? Или кто лучше Господа успокоит мятущуюся душу грешника. Не смущайтесь и не смущайте священников, когда вы говорите на исповеди не о страстях своих мучителях, а о блинах с творогом, то иерей, принимающий вашу исповедь, может подумать, что этот поступок вас смутил и встревожил. Поэтому видимо, чтобы улетучилось ваше смущение, дает епитимию. Христос Спаситель пришел к нам на землю не для того, чтобы научить нас поститься и молиться. Он пришел дать нам Самого Себя. Я вам скажу один секрет, только никому не рассказывайте, ко Причастию вообще нельзя подготовиться как следует и подойти к Святой Чаше достойно. Как только вам это вдруг, когда нибудь подумается, что вы будто бы как надо поговели, подготовились, все вычитали, достойно причастились, то знайте в этот самый момент войдет в вас сатана. Хуже «святого сатаны» в церкви ничего быть не может. Блин вы съели как лекарство, а это не грех.
Поэтому, не смущайтесь, а почаще причащайтесь, "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною" (Ин. 6, 56-57).
Спаси вас Господи, помолитесь обо мне.
Раба Божия Елена спрашивает:
Здравствуйте отец Андрей! Подскажите, пожалуйста, как быть в следующей ситуации.
Когда я была еще не вооцерковлена, жила как все, ходила на работу, гуляла на выходных и.т.д., то потихоньку пришла к мысли, то, что, жизнь моя не имеет смысла, так сказать время уходит не оставляя след. Начала задумываться о том, чем бы таким заняться полезным для души и людей, чтобы оставить хоть какую-то память после себя. Тогда мне пришла мысль о том, что я буду писать иконы, и было такое ощущение, что мне об этом внутри меня кто-то прямо так и сказал. После этого момента я начала искать, где и как я могу этому научиться, начала ходить в церковь, изучать иконы, искать соответствующую информацию, что касаемо иконописи. Через не долгое время моих поисков, мне начали попадаться люди, которые занимаются вышивкой икон.
И я подумала, что мне тоже интересно было бы вышить икону. Купила вышивку с образом Николая Чудотворца, но она мне очень трудно давалась, а благословения на это дело у Вас я спросить боялась, думала, что будете ругать. Потом у меня была поездка в Оптину, там я решилась спросить благословение у батюшки, и он благословил меня таким большим крестным знамением. Такое чувство света было после того, как он осенил меня, это можно было сравнить с тем, что я долгое время находилась под завалами мусора и не могла от туда выбраться, придавило, и вдруг меня кто-то раскопал и вытащил на белый свет. Но потом он на меня так строго посмотрел, что я даже обиделась и долгое время не могла понять, за что он так на меня. Хотя есть у меня этому объяснение, то, что наверное это можно сравнить с тем, что когда непослушный, потерявшийся ребёнок вдруг находится, то умный родитель его слегка накажет, что бы в будущем такого не повторилось...
Кстати, я потом думала, что только в Оптиной Пустыни такими большими крестными знамениями благословляют. Но к моему вразумлению оказалось, что не только там. Мне запомнился день, когда Вы батюшка благословили меня таким же крестным знамением. Было такое чувство, что сам Христос взял меня на руки, как маленькую, пушистую овечку и понес, и чувство такой заботы, защищенности, как бы с его рук смотрю на землю, а там грязь, всякие капканы,ямы но они мне не грозят т.к. я в надежных руках.
После поездки в Оптину я доделала свою икону. И вторым моим подвигом это было то, чтобы ее освятить. Но на этот шаг я так и не решилась, побоялась с такой просьбой подходить, съездила в Мамонтово, там, по-тихому покропила ее святой водой и на этом успокоилась и решила, что больше этими вышивками заниматься не буду.
Но через какое-то время, все равно зашла в магазин не намереваясь, что-либо покупать, увидела икону Божией Матери Умиление и не смогла ее не купить. Стала вышивать так легко и просто, но потом засомневалась, что на новую икону нужно спрашивать новое благословение. Была мысль, что надо ехать в Дивеево, но мне казалось, что это вряд ли осуществимо. Решилась в нашем храме после исповеди подойти, спросить благословения и Вы мне доступно объяснили, что лучше, что-нибудь другое вышивать. И так я забросила это дело, хотя душу тянуло, то, что работа начата и не до конца доделана и все-таки образ Божией Матери, как-то не хорошо.
Потом через год, или больше у меня состоялась поездка в Дивеево, это чудо, сколько все-таки оказывается радости в этой жизни! Там я подошла к батюшке на счет вышивки иконы, и он мне сказал, что нужно поститься, читать "Богородице, Дево, радуйся...", оформить ее в рамочку и освятить. Но не могу все равно себя настроить на то, чтобы ее доделать. Двоякое чувство, один Батюшка благословил, др. нет. Что делать?
И простите меня за такой большой текст, наболело, поделиться не с кем, а в церкви боюсь подойти, мало ли что-нибудь ни то скажу, да и вообще читала, что женщине в храме лучше молчать. За ошибки если есть, тоже простите. Спаси Вас Господи!
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Елена.
Существует два вида вышивания икон. Это когда вышивается крючком полностью все, включая Святые Лики. А есть способ, когда Лик остается литографическим, изображенным по канонам Православной церкви, и вышивка применяется только что бы изобразить облачение и фон. Так вот, второй вариант благословляется церковью как украшение уже существующей иконы, так же к вышивке здесь добавляют и бисер. Первый же вариант должен быть исключен, и благословлять мирянам на это(если спросят конечно), лично я не когда не стану. Объясню почему. (В данном случае высказываю сугубо, свое личное мнение, на котором не настаиваю и не навязываю другим).
Апостол и евангелист Лука был первым, кто написал Образ Богородицы с Божественным Младенцем на руках. По преданию она была написана на столешнице, которая служила во время трапезы Святому Семейству. Писал Евангелист Лука красками, на доске. Пресвятая Богородица Дева Мария, когда увидела его чудесную работу, произнесла –
« Благодать Сына моего и Моя с этою иконою да пребудет во веки». Отсюда и взяла начало традиция иконописи. Сама Пресвятая Дева, как известно, воспитываясь в Иерусалимском храме, занималась также и рукоделие. И она так же своими руками однажды сшила нешвенный хитон для Сына своего, Господа нашего Иисуса Христа, об этом хитоне, так он был хорош, что при Кресте метали жребий воины, кому достанется. Если бы вышивание ликов было богоугодно, то думаю лучше Пресвятой Богородицы, никто бы, и никогда лучше не вышил бы лик Ее Божественного Сына. Однако она этого не делала. Одна из причин это Ее величайшее смирение, а другая причина - не было на то воли Божией. Зато теперь все кому не лень дерзают выковыривать цветными нитками на куске материи Лик Господа Иисуса Христа, или Пресвятой Богородицы и других святых угодников. Считаю что это неправильно.
Отвечаю на ваш вопрос, почему один священник благословляет, а другой нет.
Причина простая. В Дивеево едут такие как вы тысячи, так же и в Оптину. Бедные монахи и тамошние батюшки, да им просто продыху нету, благословят вас по быстрому, не углубляясь в суть прошения, потому как другим тоже надо, а где времени на всех взять. То дело на приходе сельском, батюшка бездельник, времени хоть отбавляй, сидит себе и строчит ответы на ваши вопросики. Причем и ехать никуда не надо, зашел на сайт и задавай сколько душе угодно.
И в заключении хочу добавить. Не смущайтесь Елена, что вы не оставите после себя на земле какой либо памяти. Не напрасно проходит ваша жизнь, если вы обрели веру во Христа, если вы любите Господа всем сердцем, и всем помышлением своим. Все что мы оставим здесь на земле, сгорит вместе с ней в день Страшного суда, дела которые мы совершим в Боге, останутся с нами в Вечности. Эти дела знать будет только Господь. Это не написания или вышивания икон, ни ваяния скульптур или даже возведение храмов и монастырей, потому что, так или иначе, все такие наши предприятия отравлены бывают тщеславием и превозношением. Самые важные наши делания это, слезы о грехах наших, осознание своих немощей - нищета духовная, и покаяние, а самое главное делание, это соединение со Христом посредством причащения Его Божественного Тела и Крови.
Сапаси вас Господи, надеюсь, что ответил.
Зоя спрашивает:
Здравствуйте,отец Андрей!Хочу поделиться радостью.Внук моей сестры поступил в МПДА.Он из Кирсанова.Зовут его Дмитрием.
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Разделяю вашу радость и сердечно поздравляю!
Зоя спрашивает спрашивает:
Уважаемый батюшка Андрей благословите скажите пожалуйста нужно ли креститься и делать поклон когда читается литургия оглашенных ведь это относится к прихожанам которые готовятся к таинству крещения Спасибо
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Зоя.
Во время Божественной Литургии, на любое прошение, даже на самой ектинии об оглашенных, должно креститься и делать соответствующие поклоны. Все без исключения в Православном богослужении является нашей молитвой ко Господу. Даже если предположить присутствие оглашенных, готовящихся к принятию Таинства Крещения, в нашей церкви, разве не надо было бы об них, всем нам дружно помолиться?
Спаси вас Господи, с праздником.
Елена спрашивает:
Спасибо отец Андрей за Ваш богатейший ответ! Вы просто не представляете, что Вы по благодати Божией для меня сделали! Когда я начала ходить в церковь, то у меня появилось желание съездить к Матроне, но я ниразу самостоятельно не ездила в Москву и как на милость мне попались люди, которые, тоже к ней собирались. Вот с ними-то, после Матронушки 1й раз поехала на могилку к этому "старцу". Купила там якобы освященный песок, масло, фотографию Сампсона. Все мне так понравилось, столько впечатлений, как на крыльях слетали. Но потом начала потихоньку сходить с ума... Я в этого Сампсока как будто влюбилась, стала всегда с собой его фотографию носить, всем своим домашним промыла мозги, что батюшка святой, через силу читала его молитву, от которой потом голова болела, не молитва, а мучение, снились сны, что его могила мягко говоря вся в нечистотах, я никак не могла себе объяснить, почему на "святого старца" у меня такая мерзкая душевная реакция, начала, себе объяснять тем, что я наверно одержима бесами, которые меня отвращают от него. Потом я попросила своих знакомых если они будут у Сампсона, купить мне его книги и как по совпадению, на светлый праздник Пасхи мне привезли и вручили эти книги, и я решила, что это чудо в такой день получить такие книги. Но в душе была какая-то серость, как-бы чувство, что я золы наелась. И последующие года 2 я руководствовалась книгами Сампсона, о том как надо каиться, как в церковь ходить и т.д. Что со мной было это только Богу известно. Теперь благодаря Вашему ответу Бог разъяснил мне многие неразрешенные вопросы, кот. у меня за все это время скопились. Слава Богу за все! Батюшка, а можно например на одной цепочке носить и крестик и медальен с иконкой? И если уже есть простой нательный крестик с гайтанчиком, то можно ли его заменить на золотой (красивее смотриться)?
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Елена.
Спасибо за ваш рассказ, это действительно ваш личный духовный опыт. Думаю, многим он будет полезен, особенно людям мудрым, которые учатся на чужих ошибках. Видимо не случайно Господь попускает такие моменты в начале религиозного поиска. Но не всем, вместивший, да вместит. Зато теперь, пройдя таким путем, вы, и подобные вам, уже не свернут с правильного – православного пути к Богу.
Нам православным христианам не нужен сомнительный духовный опыт, мы не нуждаемся в сомнительных святых и такой же святости. Есть уже все это и в избытке. Есть у нас святые, которые не вызывают сомнений и вопросов, учение которых зиждется на догматах Православия и оживотворяется благодатью Духа Святаго. Это святитель Питирим епископ Тамбовский, святитель Феофан Затворник Вышенский, преподобный Серафим Саровский, преподобный Амвросий Оптинский, преподобный Силуан Афонский и многие, многие святые земли нашей.
Крестик и иконку носить на одной цепочке можно, и на золотой заменить тоже можно.
Спаси вас Господи.
Елена спрашивает:
Здравствуйте отец Андрей. Подскажите пожалуйста как правильно прочитать акафист, обязательно ли идти в церковь и спрашивать благословение или можно просто дома помолиться? Можно ли читать акафист каждый день, например Матроне и мн. др. святым. Иногда душа просит, но в голове мысли, что нельзя без благословения и то, что слишком частым чтением акафистов и др. молитв тем самым искушаю Бога. Как быть? Что делать?
Слава Богу, что оказывается можно не все грехи подробно исповедовать! Хотя у батюшки Сампсона я читала, что надо во всем каиться и все подробно писать.
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Елена.
Слава Богу, что мы имеем эту милость Божию – покаяние во оставление всех наших грехов. И как раз во всех их и надо каяться. Но покаяние это не подробное перечисление дел скверных, тщательный отчет в них на исповеди. Покаяние это исправление нашей греховной жизни. Ни на йоту ничего не произойдет в сердце и ничего не изменится в нашей жизни, если мы перечислим, причем в подробностях и буквально, как нам покажется, совершенно все. Все равно лукавый, что нибудь да напомнит вам, дабы смутить, и так довести человека до отчаяния недолго. Если кто надеется спастись тщательной исповедью, напрасно тужится. Такие себя повергают в тщеславие и смущают души священников. Отвечает Сам Господь на вопрос – Как спастись? «Человекам это невозможно, но не Богу; ибо все возможно Богу» (Мк. 10:27). Только нищета духовная и смирение, осознание своей греховности и недостоинства, многим уже отворили двери Царства Небесного. А акафисты Елена читайте, когда хотите и сколько хотите, и не надо просить на это специального благословения священника.
Теперь что касается батюшки Сампсона....
Кандидат богословия Александр Валерьевич Слесарев. Автор является преподавателем истории Русской Православной Церкви в Минской Духовной Семинарии. Его книга, вышедшая в серии "Материалы по истории Церкви", издана в рамках программы поддержки молодых ученых Общества любителей церковной истории и Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Представляю вам авторитетнейший источник, который проинформирует вас о так называемом старце Сампсоне, так же и профессор МДА Алексей Ильич Осипов, говорит о Сампсоне Сиверсе как о самозванце. Прискорбно, но факт.
Духовная фальшь схимонаха Сампсона (Сиверса). Слесарев А. В.
Сегодня мне попалась в руки книга "Старец иеросхимонах Сампсон (граф Сиверс) 1892-1979. Жизнеописание. Беседы. Поучения" (М.: Библиотека журнала "Держава", 2002. - 904 с.). Что сказать? Впечатление просто отвратительное. Налицо явная духовная подделка, фальшивка, подмена. Даже название книги трижды фальшивое...
Дело в том, что герой названного издания не может считаться ни старцем, ни иеромонахом, ни графом. Как известно, именовать Сампсона (Сиверса) графом нет никаких оснований. На протяжении многих лет этот человек выдавал себя за того, кем не являлся в реальности. Как свидетельствуют опубликованные архивные документы, будущий "старец" родился в семье прапорщика запаса и канцелярского служащего (РГИА. Ф. 515. Оп. 73. Д. 662. Л. 27-32.). Это впоследствии он будет слагать легенды о своем происхождении, именуя отца "графом, полковником и начальником штаба генерала Рузского". Впрочем, приписывание Сампсону (Сиверсу) графского титула не является фальшью первостепенного порядка. Название книги наделяет своего главного персонажа священным саном, от которого он письменно отрекся еще в 1936 г. Так, в заявлении на имя начальника областного управления НКВД Воронежской области от 10 августа 1936 г. тогда еще иеромонах Сампсон (Сиверс) писал: "Вторично заявляю настоящим моим заявлением, что актом моего сознательного раскаяния в обвинениях, мне следствием предъявленных, в коих я признался, подробно вскрыв свои вины, как сознательный гражданин, а не враг истине и справедливости дела рабочего класса в стране Советов. Я слагаю с себя звание и профессию служителя религиозного культа, раскаиваюсь в своем поступке безрассудной твердолобости и близорукости, став некогда им. Надеюсь, что этот акт (подтверждения моего раскаяния) послужит смягчением на суде при определении мне наказания и в дальнейшем дает мне возможность и право своими знаниями и хорошей грамотностью принести общественную и государственную пользу в стране бесклассового общества. Соответствующее заявление о моем отказе от профессии и звания служителя религиозного культа намерен объявить чрез печать в ближайшие десять дней" (Архив УФСБ РФ по Воронежской области. Д. 1934.) Согласно каноническому праву Православной Церкви, всякий священнослужитель, добровольно отрекшийся от сана, отлучается от Церкви и в случае покаяния может быть принят в церковное общение исключительно как мирянин. Вот что гласит по этому поводу 62 Апостольское правило:"Если кто из клира, устрашась человека, иудея или эллина, или еретика, отречется от имени Христова: да будет отвержен от церкви. Если же отречется от имени служителя церкви: да будет извержен из клира. Если же покается: да будет принят, как мирянин". Таким образом, с 10 августа 1936 г. для православных христиан совершенно недопустимо именовать Сампсона (Сиверса) священнослужителем в сане иеромонаха.
Однако лично у меня остается еще один вопрос: насколько возможно почитание Сампсона (Сиверса) в качестве старца? Может ли он быть охарактеризован как авторитетный духовный руководитель, указывающий верную дорогу ко Христу? Даже беглое ознакомление с выше поименованной книгой, дает основание отказать бывшему иеромонаху в этой великой чести. Уверен, что данное утверждение пробудит в некоторых читателях "гнев праведный". Тем не менее, даже они должны признать, что не может быть признан старцем откровенный еретик. А именно таковым является Сампсон (Сиверс). Дабы убедиться в сказанном, приведем две выдержки из его поучения, опубликованного в вышепоименованном издании: "Девственник имеет особое преимущество перед Богом. Он услышан. Он бывает молитвенником даже за мир, не будучи в сане. А если он владеет еще особою благодатью священства или архиерейства, или монах-девственник - это особая сила перед Богом. Если он к этому добавит смирение сердца и кротость, и долготерпение от смирения и веры, то он часто бывает даже чудотворцем при жизни. Чудотворцем. Чудотворцы бывают разные. Прикосновением руки он лечит больных. Он имеет дар прозорливости, дар видения. Именно девственники. Они имеют особый слух, особый ум". "У меня был интересный такой случай. Один иерей был обручен со своей невестой и венчан, и они сохраняли чистоту свою девическую и юношескую около пяти лет. Он литургисал. Она была при нем. Как брат и сестра. И берегли друг друга. Дары он проявлял особые, поразительные, дары благодати Святаго Духа. Он был глубоко религиозен. Он чувствовал на расстоянии молитву людей, а сам молился так, как молятся старцы. Он поразительно любил читать акафисты и готовиться к литургии. Но случилось несчастье: по взаимному согласию они стали мужем и женой. И он лишился всего. Он стал есть мясо, он стал пить водку. У них народилось много детей. И он видит: прежде всего, нужно здоровье, здоровье и здоровье, а потом благодать. И его сейчас не узнать. Он даже потерял свой прежний облик, выражение глаз, губы стали другие. Теперь это обыкновенный человек мира, страсти, страстей". Какие выводы можно сделать после прочтения этих строк?
Во-первых, за превозношение девства над браком Сампсон (Сиверс) подлежит духовному взысканию (епитимии). Об этом недвусмысленного говорят каноны Гангрского Собора: 1 правило: "Если кто порицает брак, и гнушается верною и благочестивою женой, с совокупляющеюся своим мужем или её порицает, как не могущую войти в Царствие, тот да будет под клятвой". 9 пр. "Если кто-либо девствует или воздерживается, удаляясь от брака, как гнушающийся им, а не ради самой доброты и святыни девства, да будет под клятвой". 10 пр. "Если кто из девствующих ради Господа будет превозноситься над бракосочетавшимися, да будет под клятвой".
Второй вывод, который становится очевиден после прочтения цитированных поучений, касается неправославия самого Сампсона (Сиверса). Очевидное превозношение девства над браком лишает бывшего иеромонаха права именоваться православным христианином и идейно роднит с персидской гностической сектой манихеев. Дуалистическое миросозерцание, относящее проявления духовной природы человека к Царству Света и ассоциирующее жизнь плоти (в том числе и брак) с Царством Тьмы, не позволяет рассматривать Сампсона (Сиверса) в качестве православного старца.
Спаси вас Господи, надеюсь что ответил.
роман спрашивает:
Здравствуйте отец Андрей. Насколько подробно исповедовать грехи? Есть мнение о том, что недосказанный грех непрощается, и другое, что ненадо перед священником полностью открывать смердящию яму, дабы неполезно это для обоих.Как исповедоватся? -имею зависть, гневаюсь, смотрю на женщин с вожделением и т. д. или подробно-кому и за что завидую, на кого и за что гневаюсь, на каго и почему смотрю? В какой форме раскрывать? Может как совесть подсказывает, так и расказывать, иной раз выдавить неможешь. И еще что делать с помыслами, их надо исповедовать, бывают очень страшные?
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Роман.
«Чадо, Христос приемлет исповедание твое….» эти слова из требника, которые читает священник перед началом исповеди. Лукавый, дабы смутить исповедующихся и жаждущих получить прощение от Господа, внушает им ложный стыд, страх и многое еще чего. А если уже все перепробовал, а грешник намерен все равно подойти к аналою с Крестом и Евангелием, то тогда смущает душу человека тем, что тот, якобы недосказал полностью, или не раскрыл в подробностях свои грехи. На самом деле, он был и есть и всегда будет завистником и лжецом. Диавол всегда внушает только одну лож, потому что он и есть отец лжи, а завидует нам людям потому, что у нас есть бесценный дар Божий, и сокровище – покаяние, через которое многие люди уже обрели вечное спасение. «Нам оставлено покаяние», так называется книга приснопамятного игумен Никона Воробьев (1963). Ведь молитвенники мы никакие, и добрых дел у нас нет совсем, а если что и есть, то бывает отравлено гордостью и тщеславием. Единственное, что есть для спасения – покаяние и исправление греховной жизни, так и то, разными методами, пытаются похитить бесы. Исповедоваться должно правильно, так как вы указали, без подробностей, лишь называя грех. Господь видит сердце, не надо смущаться. А помыслы так и исповедовать – мол, согрешаю помыслами дурными или хульными, или такими, что и вымолвить страшно. И поверьте, Господь обязательно простит. Как важно было бы понять всем людям одну очень простую и важную вещь. Мы на исповедь идем не рассказывать батюшкам свои тайные и скверные приключения и не отчитываться в проделанных грехах. Мы идем на исповедь ко Христу Богу жаловаться на дьявола, который нас ввергает в пучину нечестия и болото греха, а священник является живым свидетелем просителя, который с раскаянием молит о прощении и милости. И поверьте, Господь всегда с любовью прощает и милует нас грешников.
Спаси Вас Господи, надеюсь, что ответил.
роман спрашивает:
С праздником! Ответ исчерпывающий и очень укрепляющий. Поклон вам. Спаси вас ХРИСТОС.
роман спрашивает:
Проезжая мимо наших храмов мы крестимся и приклоняемся, как быть возле армянских, католических храмов? И есть ли в них благодать?
протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Роман.
Если у вас есть такая личная благочестивая традиция - проезжая мимо православных храмов креститься, ради Бога, никто вам этого не может запретить. Тем самым вы исповедуете пред Богом свою веру - Святое Православие. Из этого следует, что проезжая мимо армянских и католических храмов креститься не следует. А Благодать Божия, она там, где Истина, Истина есть - Христос Бог наш. Истинная Вера неповрежденная и не искалеченная мудростью житейской, посредством падшего человеческого разума - только в Православии.
Спаси Вас Господи, надеюсь, что ответил.
Фотиния спрашивает:
Спаси Вас Господи,батюшка!Спасибо большое за ответ.