Сайт Сосновского благочиния. - «Образы византийских царей Константина и Елены как прообразы русских христианских правителей в иконографии Руси XVI-XVII вв.».
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Мичуринская и Моршанская епархия Тамбовской митрополии
Сосновский благочиннический округ
По благословению Преосвященнейшего Гермогена епископа Мичуринского и Моршанского
Яндекс.Метрика
Конструктор сайтов православных приходов
Конструктор сайтов православных приходов

«Образы византийских царей Константина и Елены как прообразы русских христианских правителей в иконографии Руси XVI-XVII вв.».

Автор: Елена Кузьмина (магистр теологии)

elena-historychurch@mail.ru

 

«Образы  византийских царей Константина и Елены как прообразы русских христианских правителей в иконографии Руси XVI-XVII вв.».

 

Константи́н днесь с ма́терию Еле́ною/ Крест явля́ют, всечестно́е дре́во,/ всех у́бо иуде́ев посрамле́ние су́ще,/ ору́жие же на проти́вныя ве́рных люде́й:// нас бо ра́ди яви́ся зна́мение ве́лие// и во бране́х гро́зное. (Кондак, глас 3)

 

Свв. равноапп. Константин и Елена прославлены христианской церковью с IV века н.э. Главными подвигами, которых, являлись утверждение  имп. Константином христианства на общегосударственном уровне и обретение царицей Еленой по особому распоряжению Константина Животворящего Креста Господня в 326 году.

Свв. равноапп. Константин и Елена. Роспись Мартириевой паперти собора Св. Софии в Вел. Новгороде. Кон. XI — нач. XII в. (Рис. 1.)

 Последнее событие, послужило особо широкому распространению в иконописи образов свв. равноапп. Константина и Елены, с Животворящим Крестным древом. На некоторых образах они представлены  держащими древо Креста, на других  в молении к Нему на некотором от Него расстоянии. На Руси именно такой образ свв. равноапп. Константина и Елены становится популярным сразу же после крещения, о чем свидетельствуют сохранившиеся росписи древнерусских храмов. Например, Софийский собор в Киеве Михайловского придела (40-е гг. XI в.), где Константин и Елена представлены в композиции утверждения Креста Господня, и также в Мартириевской паперти Софийского собора в Великом Новгороде кон. XI - нач. XII вв., полуобернувшись к Кресту, они представлены в царских одеяниях, в коронах-стеммах, что соответствует Византийской иконописной традиции (Рис.1).

На иконе – таблетке из Софийского Собора  в Вел. Новгороде (сер. ΧVI века НОГМЗ) св. равноапп. Константин и Елена представлены в городчатых коронах, плащах поверх расшитых платьев, с лорами, на св. Константине золотые сапожки, на св. Елене – красные. В руках они держат относительно не большой Крест, к которому молитвенно обращены. На основе этого типа иконография свв. равноапп. Константина и Елены развивается лишь в отдельных деталях (цвета одежд, другого размера Креста), но иконографическая основа композиции остается не изменой.

На Руси среди первых христианских правителей почитавшими свв. равноапп. Константина и Елену была свв. равноапп. кнг. Ольга принявшая крещение с именем св. Елены. Что послужило поводом для Древнерусских книжников проводить параллели между двумя правительницами. Ее  внук – Великий князь Владимир, обязавший Русь принять крещение в 988г., впоследствии Русской Православной Церковью был прославлен в лике святых равноапостольных. Затем на протяжении всей русской истории  образы русских свв. равноапп. кнн. Владимра и Ольги являлись символом преемственности христианства от византийских царей, что не редко было отражено в русской иконописи, тем самым указывая на невидимую духовную связь между двумя эпохами.

Особо широкое распространение эта тема получает  в XVI- XVII столетиях, когда на Руси с новой силой стали формироваться  идеологии православного государства. Такие  темы как «Русь-наследница Византии», «Москва – Третий Рим», и актуализация образов правителей  с  темой благочестия были раскрыты в ряде памятников русско-христианского искусства XVI-XVII веков. На столбах галереи Благовещенского собора Московского Кремля, в образах русских князей XVI столетия Константин и Елена сопоставлены с парными изображениями равноапостольных Владимира и Ольги (1547-1551 гг.). Образы византийских правителей не случайно были расположены над моленным местом Иоанна Грозного, что косвенно указывало на то, что и сам царь являлся  продолжателем дела первых христианских царей. В это же время образ Константина был включен в состав сложных композиций с образами святых, объединенных по чинам святости. Например на иконе «О Тебе Радуется» из новгородской церкви Петра и Павла в Кожевниках (ок. 1558, НГОМЗ) он представлен во главе группы русских святых царей и князей.  На иконе «Благословенно воинство Небесного Царя» (сер. ΧVI в., ГТГ) св. Константин изображен с крестом в руках, с воинами в шествии к Горнему Иерусалиму.  В росписи храма св. Троицы в Вязёмах (ок. 1600) образы равноапп. Константина и Елены на столпах, так же соотнесены с  изображениями святых кнн. Владимира и Ольги. В Лицевом летописном своде пространное Житие Владимира и Ольги украшают многочисленные изображения Константина и Елены[3.]

Поклонение Кийскому кресту. Икона. 1780 г. (ГИМ) (Рис.2)

Еще большая популярность соотношения святых императоров с русскими правителями в XVII веке,  происходит при царе Алексее Михайловиче, которого на основании официальных документов именовали «Вторым Константином», а идея «Москва – Третий Рим» становилась основным политическим аспектом в формировании государственной политики. В это время появляется новая русская иконография «Поклонение Кресту», куда кроме изображений Константина и  Елены, в молении Кресту были включены изображения царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны (Рис.2).

 Источником этой новой русской иконографии, стал Кийский Крест, созданный в 1656 г. «в меру» Креста Христова по заказу патриарха Никона для Крестного монастыря на Кий-острове. Одна из первых таких икон была написана около 1658 г., однако сохранилась следующая по времени икона из теремной церкви Воздвижения Креста в Кремле, 1677-1678 гг. (ГММК)[2.;4.]

Во второй половине XVII века образы кн. Владимира и имп. Константина, так же оставались актуальными в сопоставлении между собой. Примером того могут служить, резные покрытые росписью фигуры имп. Константина и кн. Владимира конца XVII века из церкви свт. Власия в Ярославле (ГМЗРК), по мнению исследователей  восходящие к гравюре с изображением  кн. Владимира у корня родословного древа в книге архиеп. Лазаря, где  кн. Владимир и имп. Константин изображены лежащими под древом, а рядом с каждым находится храм, где происходит таинство Крещения и  также изображено Крещение народа в водоеме. Таким образом,  в иконописи наглядным образом утверждалось тождество подвигов обоих государей - крестителей народов и взрастителей Богом насажденной виноградной лозы – христианства. Кроме того, на иконе местного ряда иконостаса церкви Преображения Господня в Новодевичьем монастыре (1687-1688гг.) совместно с образами  имп. Константина и кн. Владимира изображались, такие святые как  св. Иоанн Предтеча и ап. Петр, на парной ей - святые имп. Елена, кнг. Ольга, мц. София и вмц. Параскева. Такое сочетание святых в одном образе было не случайным, оно позволяло соотнести  первых равноапостольных государей Византии и Руси с последующими правителями, такими как  Иоанн V, Петр I, царевна Софья и другими.

Еще одним примером, сопоставления образов византийских и русских царей как хранителей христианства может служить знамя втор. пол. XVII века вывезенное из Польши в 1817 году, хранившееся в Андреевской церкви с. Грузина под Вел. Новгородом (позже в СПбДА), где на обеих его сторонах находилось изображение кн. Владимира как всадника с булавой, в сопровождении воинов направляющегося к вратам, над которыми изображен Голгофский Крест. Вероятнее всего данная композиция, была создана в соответствии с изображением знамения явленного  Креста императору Константину накануне битвы с Максенцием в 312 году. [3.]

Таким образом, проследив краткую историю развития образов свв. равноапп. царей Константина и Елены на примере памятников русского христианского искусства XVI-XVII вв. и их влияние на формирование иконографии русских правителей, можно сделать определенный вывод, что на своеобразном иконописном языке красок и символов образы византийских правителей свв. равноапп. Константина и Елены, являют собой не только напоминание исторических событий связанных с личностями византийских императоров, но и политический аспект в не зримо выстроенной концепции Руси - преемницы Византии в прообразах русских христианских правителей XVI-XVII вв.

 

 

Список литературы:

1.    Артамонов Ю. А., Крещение Руси. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL:  http://www.pravenc.ru/text/2459053.html  (Дата обращения: 16.05.2020).

2.    Квливидзе Н. В. Елена . Иконография в христианском искусстве. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: http://www.pravenc.ru/text/189737.html  (Дата обращения: 16.05.2020).

3.    Квливидзе Н. В. Константин. Иконография. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: http://www.pravenc.ru/text/1841980.html#part  (Дата обращения: 16.05.2020).

4.    Кольцова Т. М., Кийский Крест // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: http://www.pravenc.ru/text/1684596.html (Дата обращения: 16.05.2020).

5.    Лепахин В. Икона и слово: виды, уровни и формы взаимосвязи // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: http://artpolitinfo.ru/ikona-i-slovo-vidyi-urovni-i-formyi-vzaimosvyazi/ (дата обращения: 16.05.2020).

6.    Преображенский А. С., Владимир  (Василий ) Святославич. Иконография.  // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: http://www.pravenc.ru/text/Владимир%20(Василий)%20Святославич.html   (Дата обращения: 16.05.2020).

7.    Святое Воинство. Образы небесных защитников в православном искусстве XII- начала XX века. ЦМимАР,  2010.

8.    Свт. Димитрий Ростовский. Житие святого равноапостольного царя Константина и святой матери его Елены. // [Электронный ресурс]. https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/443 (Дата обращения: 16.05.2020).


Назад к списку