Сайт Сосновского благочиния. - Ванюшка
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Мичуринская и Моршанская епархия Тамбовской митрополии
Сосновский благочиннический округ
По благословению Преосвященнейшего Гермогена епископа Мичуринского и Моршанского
Яндекс.Метрика
Конструктор сайтов православных приходов
Конструктор сайтов православных приходов

Ванюшка

 

Рассказ
для детей.
 
         Полевая дорога ровной серой лентой ложилась под колеса велосипеда.  Майский день щедро одаривал свежим воздухом. Молодая зелень, до бесконечности простиравшихся полей, приятно радовала взор.
         Снова родные места. Здесь всё: и поле, и лесополоса, и дорога, и даже небо навевают приятные воспоминания о далеком детстве.
         Иван Николаевич, с легкостью раскручивал педали, вдыхая полной грудью приятный аромат воздуха. Он целых три года не был в родных местах. И вот повезло – отпуск в мае. Это время, когда вместе с пробуждением природы: бурным озеленением и цветением, пробуждается и радуется душа.
         Проезжая вдоль лесополосы, он вдруг всем сердцем ощутил какую – то особенную привязанность к тому месту, где находился старый, полусгнивший пень. Остановился. Осторожно подошел. Аккуратно освободил его от старой травы и присел, всматриваясь в желто-зеленое полотно поля. Как видно, поле уже давно не используется по назначению (теперь это стало обычным делом), и сквозь пожелтевшую прошлогоднюю траву пробивается свежая зелень. А когда-то очень давно здесь выращивали свёклу. И перед его глазами вдруг возникла картина многолетней давности. В конце поля, за теплыми струями испаряющегося воздуха, он видел фигуру низко склонившейся к земле матери, а сзади он – подросток Ванюшка, с трудом то поднимает, то опускает, казавшуюся непомерно тяжелой, тяпку.
 
         Было тогда Ванюшке девять лет. Стояла жаркая майская погода. Мать работала в колхозе и ей предстояла прополка свёклы.
         В центре села ранним утром собралась большая толпа свекловичниц (так называли женщин, работавших на свёкле). После короткого напутствия бригадиром все двинулись в сторону поля. Многим женщинам шли помогать родственники, а маме тогда некому было помочь, и она пошла одна.
         «Ванюша, ты присмотри за домом, никуда не отходи, и дверь чужим не открывай» - наказывала мама.
         Получив наказ, Ваня остался дома. Он выбежал в сад и стал смотреть на дорогу, по которой колхозники, растянувшись длинной вереницей, шли в поле. Среди пестрой толпы, одевшихся в цветастые платья женщин, он увидел свою маму. Она шла краем дороги. На плече ее виднелся черенок тяпки, а в руках - узелок с продуктами.  И он спросил вдруг себя – «А как же она будет работать одна? Ведь у многих помощники, а она одна? В этот момент он представил ее такой несчастной и, ему стало жалко маму так, что его маленькое сердце сжалось в тугой комочек. Не раздумывая, схватил тяпку, запер дом на все возможные засовы, и побежал вслед за матерью. Он не старался догнать, так как боялся, что она проводит его обратно и, шел на расстоянии. Подошел, когда она уже была далеко от начала борозды и, принялся за работу. Ему казалось, что эта работа не так уж и тяжела. Вместе с мамой они многое успеют сделать. Когда мама распрямилась, чтобы дать отдохнуть спине, то увидела Ваню. «Ванюшка, ты зачем пришел?» - закричала ему мама издали. Не отвечая, он усердно раз за разом опускал тяпку в землю. Встретившись на другом конце поля с мамой, Ваня ей ласково ответил: «Мама, ну посмотри, все работают по несколько человек, а ты совсем одна, мне тебя жалко». «Ну, хорошо, помоги, если сможешь» - погладив сына по голове, успокоила его.
         Солнце поднималось все выше и выше. Становилось жарче. Постоянно хотелось пить. Вода, принесенная с собой, стала теплой, и жажду утоляло лишь на короткое время. Пот заливал глаза. Пропалывая свёклу, Ваня все чаще и чаще стал смотреть на  конец борозды. Ему казалось, что он все время стоит на одном месте, а конец не приближается. Он не хотел показывать маме, что устал, и старался изо всех сил. Смотрел на борозду, а перед глазами появлялось то озеро и шумная толпа, купающихся ребят, а то сад с прохладной тенью под яблоней. Тяпка становилась все тяжелей  и, он с трудом отрывал ее от земли. Разламывало от усталости спину, руки не слушались. Перед его глазами постоянно возникали лица счастливых друзей, ныряющих в освежительную прохладу озера. А когда силы его иссякли, то заплакал и сел на землю. Мама в это время шла далеко впереди и не видела.
         - Клавдия, уморила парня то, отпустила бы его домой – кричала вездесущая Наталия, с соседнего участка.
         - Ванюшка с досадой сквозь слезы выглянул в ее сторону – чево ей то надо, ишь, все видит. Еще увидит, что плачу – и быстро вскочил на ноги, делая вид, что ничего не произошло.
         Бросив тяпку, мама подбежала к Ванюшке.
         - Сынок, что с тобой?
         - Ничего, просто немного устал и присел отдохнуть.
         - Ну и хорошо, ну и правильно. А то, вон мы с тобой сколько пропололи. Одна то я разве прополола бы столько.
         Подыскивая повод, как бы проводить его домой, придумала – Ваня, жара то какая, там теперь куры без воды, ты пошел бы, посмотрел.
         Ваня с улыбкой посмотрел на маму, и она поняла, что ее хитрость разгадана.
         - Смышленышь ты мой – потрепывая волосы на голове, улыбалась мама.
         - Ну, все равно, иди, сынок, домой, ты и так помог мне хорошо.
         - Зайдешь на озеро, а там за домом пригляд нужен, ведь дома никого.
         - А как же ты? Ты же одна? - переживал Ванюшка.
         - Ничего, теперь я справлюсь.
         Ваня, встал и пошел вдоль борозды, волоча за собой тяжелую тяпку.
         - Почему же она стала такой тяжелой, ведь я ее сюда так легко нес?
         Он дошел до лесополосы и, увидев пень от спиленного дуба, присел на него. С этого места ему хорошо было видно, как  мама, под горячим солнцем, продолжала работать. Он почувствовал сладкую истому во всем теле и его глаза стали закрываться, а люди в поле становились далекими размазанными  фигурами. Сознание отключалось и, он с трудом преодолевал сон, поднимая, все время клонящуюся голову. Резко встал, растирая виски.
         - Нет - сказал себе Ваня – Никуда я не пойду. Вот посижу, отдохну, и снова буду работать. Нельзя оставлять маму одну.
         Отдохнув в тени деревьев, он взял тяпку и снова пошел в поле.
         -Как будто тяпка легче стала - отметил про себя и принялся полоть.
         На обратной борозде мама, увидев Ванюшку, устало улыбнулась.
- Вот характер. Дай то Бог хорошим человеком, добрым вырастет.
Желанный он у меня.
- Ванюшка, ты почему вернулся?
- А я отдохнул, мне легче. А на пруд я и вечером зайду, по дороге домой.
         Возвращались с поля усталые, с трудом преодолевая путь до дома. Маме было жалко Ваню, но она была счастлива тем, что ее сын растет правильным человеком. А Ваня чувствовал себя настоящим мужчиной, он выдержал, не ушел и, главное, не оставил маму одну.
         И вот теперь, спустя много лет, Иван Николаевич снова сидит на том же пеньке и вспоминает ту картину из далекого детства. Те же места. Только поле не пахано, пень почти сгнил и, мамы уже давно нет.
 
 
Апрель 2011 г.                                                                                      Н. Чербаев.
 
 
 
        
 
 

Назад к списку