Университету - 260, возрожденному храму - 20!
- Отец Владимир, в этом году двойной юбилей: 260 лет Московскому университету и 20 лет возрождения его Домового храма – святой мученицы Татианы. Как прошли эти два десятилетия?
- Ректор Университета Виктор Антонович Садовничий сыграл выдающуюся роль в становлении нашего храма. Я думаю, что последующие поколения священнослужителей, прихожан нашего храма будут помнить об этой роли. При этом Виктор Антонович человек не церковный, поэтому его поступок – это не то, когда воцерковленный, глубоко верующий человек выполняет свою роль как христианин. Совершенно нет. Я не хочу влезать в духовную жизнь и становление Виктора Антоновича, но могу сказать, что он показал себя человеком, который мыслит глобально, как бы сейчас сказали – геополитически. Он осознал ценную роль взаимоотношений Церкви и Университета, их очень важную связь еще 20 лет назад!
МГУ – это целое государство: 40 тысяч студентов, от 10 до 15 тысяч преподавателей (их считают по-разному, кто-то работает по совместительству, кто-то преподает, будучи одновременно аспирантом), ученые 39 факультетов – это огромный коллектив, причем надо понимать, что это «сливки» нашего общества, некая элита. Без духовного компонента просто невозможно все это соединить!
Мы видим эту связь и со своей стороны: через нас прошло огромное количество людей университета. Мы их крестим, венчаем, они участвуют во всех таинствах, мы, к сожалению, их отпеваем. В течение года на Большую Никитскую, 1 приходит большое количество людей, не прихожан нашего храма, но связанных с МГУ.
Венчание в Татьянинском храме, таинство совершает протоиерей Владимир Вигилянский. Фото - Иван Джабир.
Но я не доволен, мне кажется, что эта связь должна быть более крепкой! У нас очень мало общих мероприятий, мне бы хотелось, чтобы их было больше, ведь корни наших связей заложены в истории Университета.
В Юбилейный год – 260-летие Университета, мы должны вспомнить, что еще в 18 веке у Университета были прочные связи с Духовными академиями, у них были общие преподаватели, которые преподавали не только богословие, но и древние языки, другие дисциплины. Когда открылась кафедра богословия, ее преподаватели учили Закону Божию в гимназиях, которые работали при Университете. Выдающиеся деятели Церкви служили в нашем храме, выдающиеся богословы читали студентам лекции – чего стоит имя одного митрополита Филарета! 20 век, несмотря на то, что в 1918 году храм был закрыт, дал сонм новомучеников, которые были или студентами, или преподавателями Университета. Поэтому когда говорится об участии студентов, выпускников и преподавателей Университета в защите Отечества, например, доски почета, посвященные воинам Великой Отечественной войны, я мечтаю, чтобы была такая доска, связанная с теми, кто пострадал за веру. Некоторые начинания, конечно, есть – у нас в храме висят портреты известных нам новомучеников. Но списки все пополняются и пополняются, и я никак не могу их завершить, сейчас идет проверка в отношении шести человек, пострадавших за веру. Как только это работа будет завершена, мы напишем икону святых – убиенных людей университета. Это очень важная страница тех связей, которые есть между храмом и университетом.
- Последние годы много говорится о том, что МГУ необходим еще один храм – на новой территории на Воробьевых горах.
- Храм там необходим. Проблема в том, что по Уставу Университет не может строить храм на тех территориях, которыми он располагает. Загвоздка только в этом, иначе храм давно бы был построен. То есть строить нужно рядом, на границе с территорией МГУ. Это понимание есть у московских властей, переговоры идут, я в них участвую. Есть довольно многочисленная, сильная группа из сводного Ученого Совета, которая поддерживает эту идею. Но есть и много формальных вещей, которые препятствуют проекту. Но если раньше проект не сдвигался во многом из-за вопроса «А кто даст деньги?», то сейчас, кажется, появились инвесторы, люди, которые взяли бы на себя попечения о строительстве храма. Проект готов, храм просветителей Кирилла и Мефодия уже имеет предположительное место строительства, дело за решением Попечительского Совета Университета, Председателем которого является Президент РФ Владимир Владимирович Путин.
- Отец Владимир, чем запомнится 2014-й год?
- Мы закончили капитальный ремонт нижнего храма, где практически все было изменено. С верхнего храма вниз был перенесен иконостас протопресвитера Александра Киселева, который вписался там так, как будто был создан специально для этого храма. Иконостас из нижнего храма мы подарили новому храму в Якутию (материал на официальном сайте Якутской епархии) , кстати, с недавно приезжавшей оттуда делегацией мы передали иконы, которые в нашем храме были «двойными», они не участвовали в богослужении, а это неправильно.
У нас готовы иконы для верхнего иконостаса, которые были вставлены к Рождеству. А к 25 января будет готово Распятие – Голгофа. Это изумительный проект, который сейчас на стадии отливки, потом его ждет деревянное исполнение. Открою маленький секрет: образ Спасителя там двоякий, с одной стороны – жертва за грехи мира, с другой – любвеобильный Господь, обнимающий всех.
Интервью подготовлено для журнала "Русский Дом"
Ректор МГУ академик В.А. Садовничий, из интервью порталу университетского храма «Татьянин День»:
Ректор МГУ академик В.А. Садовничий, фото - Евгений Глобенко
- Татьянин храм - удивительное место в Московском университете, куда приходят студенты, преподаватели. Я рад, что эта традиция после ряда проблем и трудностей, после исторического разрыва продолжается, и мне кажется, что теперь наше сотрудничество приобретает новые грани.
- Практически ежегодно 25 января, а нередко и в другие праздничные дни, я посещаю торжественные богослужения в храме святой мученицы Татианы. Более того, посильно стараюсь лично участвовать в возрождении и благоустроении нашего университетского храма. Одним из наиболее ярких впечатлений, связанных с этой деятельностью, стало для меня Пасхальное богослужение 2003 года, когда мне довелось доставить в Татианинский Благодатный огонь из Храма Гроба Господня в Иерусалиме.
Разумеется, о своем решении cейчас уже 20-летней давности я никогда не жалел и сегодня очень рад, что с каждым годом людей, для которых домовый храм Московского университета является вторым домом, становится все больше и больше.
Насколько мне известно, сегодня в России и ближнем зарубежье многие высшие учебные заведения или уже имеют домовые храмы, или готовят их открытие. Уверен, что так и должно быть, ведь это – давняя университетская традиция, которую, конечно же, не стоит навязывать искусственно, но и от которой ни в коем случае нельзя столь же искусственно отказываться.