Сегодня дети, учащиеся воскресной школы нашего храма, в сопровождени настоятеля протоиерея Андрея Корнеева и преподавателей воскресной школы Богдановой Антонины Михайловны и Талалаевой Надежды Николаевны, совершили паломническую поездку в город Тамбов. Они посетили главные святыни Тамбовской Митрополии. Кафедральный Спасо-Преображенский Собор, где почивают мощи святителя Питирима епископа Тамбовского чудотворца, Вознесенский женский монастырь, где почивают мощи святой преподобной Марфы Тамбовской и Тригуляевский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, где находится святой источник святителя Питирима.
Святитель Питирим, епископ Тамбовский, в миру Прокопий, родился 27 февраля 1645 (или 1644) года в городе Вязьме. С юных лет Господь готовил Прокопия к высокому духовному служению, которое ему предстояло выполнить. Еще в детстве его обучили грамоте. Любимым занятием Прокопия было чтение святоотеческой литературы и житий святых. Это способствовало формированию духовного облика будущего Святителя. Мальчик удивлял окружающих трудолюбием, обширными знаниями и зрелостью суждений. Он был наделен художественным талантом, успешно занимался писанием икон и был глубоким знатоком церковного пения. Высокая духовная настроенность рано вывела Прокопия на путь иноческих подвигов. Решив всецело посвятить себя Богу, он поступил в Вяземскую Предтеченскую обитель, известную строгостью своего устава. На 21 году жизни он был пострижен в монашество с именем Питирим.
Своей подвижнической жизнью молодой инок заслужил уважение монастырской братии и был избран во игумена. В 1684 году его возвели в сан архимандрита. 15 февраля 1685 года Патриарх Иоаким (1674–1690) вызвал его в Москву и рукоположил во епископа Тамбовского.
Созданная в 1682 году Тамбовская епархия страдала от крайней нищеты и грубой непросвещенности ее обитателей. Едва ли не большую часть населения составляли язычники: мордва, черемисы, мещера. На территории епархии проживало также много татар, ожесточенных противников христианства. Среди христиан, населявших епархию, насчитывалось много раскольников и беглых или ссыльных преступников.
Святитель горячо взялся за разрешение встававших перед ним задач. На месте ветхого деревянного храма в Тамбове он начал строить двухэтажный каменный кафедральный собор в честь Преображения Господня с приделом во имя святителя Николая. Святитель Питирим не только внимательно следил за постройкой храма, но даже сам участвовал в строительных работах. Большое внимание Святитель уделял духовному просвещению. Он устроил для священнослужителей специальную школу, где под его руководством воспитывались достойные пастыри Церкви. При архиерейском доме трудами Святителя собиралась библиотека духовной литературы (в описи Московского Успенского собора значатся «две книги Дионисия Ареопагита, оболочены кожами, одна в красной, а другая в черной, по обрезу золочены», принадлежавшие святителю Питириму). Святитель неустанно поучал свою паству, проповедуя Слово Божие. Он часто совершал поездки по епархии, чтобы иметь возможность на месте вникать в нужды общин.
Святой архипастырь постоянно заботился о примирении с Православной Церковью отпавших от нее раскольников, о присоединении к ней иноверцев. Глубокое благочестие, деятельное сострадание к ближним и мудрое терпение Святителя в беседах с раскольниками и иноверцами располагали их к полному доверию его словам. Личным примером святой жизни и силой благодатного слова Святитель многих привел к истинной вере. Родная сестра Святителя Екатерина стала первой настоятельницей основанного им в 1690 году Вознесенского женского монастыря.
Будучи дерзновенным молитвенником и ходатаем пред Богом, святитель Питирим никогда не забывал о христианском смирении. Не полагаясь на собственные человеческие силы, архипастырь осенил вверенный ему Богом город Тамбов иконами Спасителя и Казанской Божией Матери, поместив их на двух главных воротах.
Святитель Питирим много молился и учил молитве своих пасомых. Он ежедневно присутствовал на Богослужении и часто сам совершал священнодействия. В тех же случаях, когда Святитель не служил, он пел на клиросе, научая клириков правильному церковному пению и чтению. В своей келлии Святитель особенно часто молился перед иконами Девпетерувской Божией Матери и святителя Николая.
Святитель Питирим тонко ощущал красоту родной природы, которая возбуждала в нем чувство молитвенной благодарности к Творцу видимого мира. Любимым местом его прогулок и благочестивых размышлений был построенный в глухом лесу Трегуляев монастырь Иоанна Предтечи, основанный им вместе с духовным другом, святителем Митрофаном Воронежским (память 23 ноября и 7 августа). Святитель поставил большой деревянный крест с изображением Спасителя.
Подобно великим подвижникам, святитель Питирим много времени уделял физическому труду, об этом свидетельствуют колодцы, выкопанные руками Святителя на месте своих молитвенных подвигов.
Преставился святитель Питирим в 1698 году в возрасте 53 лет.
Тело Святителя было погребено в нижнем этаже Тамбовского Спасо-Преображенского собора, у южной стороны правого придела во имя святителя Николая. После блаженной кончины святителя Питирима его духовная связь с паствой не прервалась. Место его упокоения стало вскоре благоговейно почитаться. С каждым годом все более возрастало число богомольцев, собиравшихся в день кончины Святителя, 28 июля, на богослужение в Тамбовский собор. Каждое новое знамение милости Божией, являемое по молитвам к святителю Питириму, внушало народу уверенность в том, что почитаемый ими епископ – воистину избранник Божий. С 1819 года при соборе стала вестись запись засвидетельствованных у гроба благодатных проявлений; почитание святителя Питирима вышло далеко за пределы Тамбовской епархии. В 1914 году 28 июля святитель Питирим, епископ Тамбовский, был причислен к лику святых.
Преподобная Марфа Тамбовская, первоначальница женского монастыря в городе Кирсанове, преподобная. Память 1 сентября и в Соборе Тамбовских святых. Родилась в семье дворянина в городе Саранске. Когда умер отец, мать ее, М.Г. Апарина, около 1780 года с семейством переехала в город Кирсанов. В семействе вдовы Апариной кроме Марфы было два брата, Иван и Сергей, и сестра Пелагея. Братья скоро были определены на службу: первый служил в Кирсанове и жил в одном доме с матерью и сестрами, последний - в губернском городе Тамбове. Преподобная Марфа, старшая из сестер, довольно рано обнаружила стремление к подвижнической жизни. С малых лет она перестала употреблять скоромную пищу, а впоследствии не употребляла даже рыбы и постного масла. Еще ребенком, находясь под присмотром няни, Марфа часто среди ночи вставала со своей постели и начинала молиться перед иконами. Когда няня, а затем мать, узнавшая о ее ночных бдениях, начинали бранить малютку, то Марфа со слезами рассказывала, что ночью "светлый юноша" являлся ей и побуждал молиться. К этим ранним подвигам поста и молитвы Марфа призывала и своих сверстниц - живших по соседству девочек одного с нею возраста. Выходя из дома, она собирала вокруг себя подруг и, вместо игр, которых чуждалась, рассказывала им, как умела, слышанное ею о Царствии Небесном, о венцах за пост и молитву. С возрастом все больше росла в Марфе любовь к постнической и подвижнической жизни, и не раз со слезами умоляла она мать свою отпустить ее в монастырь, но тщетно. "Ходи в церковь, молись Богу - тот же будет монастырь для тебя", - так отвечала мать на просьбы дочери. И девица-подвижница жила в родном семействе, ничем не отличаясь от прочих членов его кроме того, что носила черное платье и по временам с позволения матери ходила в ту или другую обитель. Исполненная любовью и кротостью нрава, Марфа-труженица часто, тайно от матери и родных исполняла работы слуг. Более того, если случалось, что кто-либо из слуг разобьет какую-нибудь посуду, и домашние начинают, бывало, разыскивать, кто это сделал, то Марфа возьмет вину на себя, избавляя тем самым людей от наказания, и водворит вновь мир в доме. За это слуги питали к ней особенную любовь и служили ей с особенной готовностью не из страха, а из признательности. Любовь и уважение приобрела Марфа и вне своего семейства в городе. Она обладала даром совета и утешения. Несколько человек по ее совету и в подражание ей отреклись от мира, приняв постриг в разных монастырях, и после приходили к ней с изъявлением благодарности. Глубоко уважая Марфу, многие из приходящих давали ей деньги, которые она тотчас же раздавала бедным. Она сама испрашивала из разных церквей к себе ризы с икон, священные одежды и разную утварь, чистила их, шила одежды на престол и для священнослужителей и в этой работе находила особое утешение. В свободное же от работ время, особенно по вечерам, она читала для домашних жития святых и беседовала о спасительных предметах. По смерти матери поприще деятельности блаженной Марфы сделалось еще обширнее. Она удержалась от своего намерения скрыться в обители, потому что нашла ее в собственном доме. Ее родная сестра, девица Пелагея, решилась подражать высокому трудничеству преподобной Марфы и разделить навсегда с нею жизнь отшельницы. Скоро вокруг сестер-отшельниц собралось достаточное семейство девиц, искавших уединения, трудов и молитвы, а главное, желавших неразлучно жить с блаженной Марфой, руководствоваться ее духовными советами и наставлениями. Таким образом, составилась маленькая обитель (или богадельня) девиц-тружениц. Марфа не приняла на себя должность настоятельницы этой обители. Должность эту она передала сестре своей Пелагее. По преданию, во время одного из путешествий к киевским святыням Марфа приняла там тайно пострижение с именем Маргариты. Затем, в свободное от паломничества время, Марфа попеременно жила то в Кирсанове, близ своих питомиц, то в Тамбове, в доме своего брата Сергея. Между тем телесные силы подвижницы видимо истощались. Преподобная Марфа чувствовала этот постепенный упадок сил и потому первее всего позаботилась о дорогой для ее сердца Кирсановской обители. Чтобы насажденная ею община после ее смерти не рассеялась, она призвала одну из своих ближайших и любимых учениц Татьяну Пахомову (впоследствии настоятельницу Кирсановской общины) и упросила ее принять общество сестер под свое руководство. На свою родную сестру Пелагею она не имела крепкой надежды, так как последняя слаба была здоровьем. Вместе с тем, чтобы сообщить характер настоящей женской обители маленькому общежитию (так как она не раз предсказывала сестрам, что "в Кирсанове будет монастырь"), она завещала питомицам в точности соблюдать правила устава общежительной Саровской пустыни. Это было перед последним отъездом матушки Марфы из Кирсанова в Тамбов и незадолго до ее кончины. Старица непременно желала умереть в Тамбове, о чем не раз говорила и прежде, почему и настоящий отъезд имел для нее особенное значение. Она собиралась теперь в Тамбов с какою-то особенною торжественною таинственностью... По прибытию в Тамбов во время Успенского поста преподобная Марфа говела и причащалась Святых Таин. Скончалась 1 сентября 1800 года. На теле почившей увидели железные вериги и на груди железный крест. Вериги заперты были замком, от которого не нашли ключа. Еще при кончине старицы эти вериги замечены были на ней одною, сидевшей при ней сестрою, но больная заклинала сестру не говорить никому о веригах, что и было исполнено. Другая особенность, замеченная по кончине подвижницы, состояла в том, что прибывшие из тамбовского монастыря сестры одели почившую в схимонашеское одеяние, сказав недоумевающим: "так должно". Едва ли не весь город собрался на похороны почившей Марфы. Тело почившей отпето было в церкви Вознесенского женского монастыря, а похоронено на кладбище Воздвижения Креста Господня, при деревянной церкви по левую сторону алтаря. Старица при жизни сама указала для себя это место, потому что здесь же похоронен был ее духовный отец иерей Гавриил, настоятель Архангельской церкви города Тамбова. Теперь вполне объяснилось и желание покойной Марфы умереть в Тамбове, где она пребывала только по временам, а не в Кирсанове, где она жила постоянно. Община, основанная преподобной Марфой, не имела отдельного, самостоятельного значения, а держалась всюду авторитетом своей руководительницы. В то время общежитие не было, собственно, богадельнею. Так наименовано оно с 1814 года и существовало под этим именем до 1846 года. В этом году Кирсановская богадельня была Высочайше переименована в "женскую общину", а с 1849 года существовала как общежительный Тихвинский женский монастырь. В 1988 году подвижница Тамбовского края была прославлена в лике святых.
Среди тамбовских монастырей большой известностью пользовался Трегуляевский Иоанно-Предтеченский монастырь, основанный на келейные деньги епископа Питирима, в нескольких километрах от Тамбова у речушки Трегуляевский Ржавец.
Первый монастырский храм был построен в 1691 году и освящён епископом Питиримом во имя Иоанна Предтечи. Строительным материалом для него служил широко используемый в крае сосновый брус. Крупнейший пожар в 1717 году полностью уничтожил все монастырские постройки, но уже в 1720 году обитель была полностью восстановлена на добровольные пожертвования жителей Тамбова. На месте сгоревшей появилась новая двухэтажная Предтеченская церковь; через 53 года - Введенская.
С 1791 года деревянное строительство в монастыре уступает каменному. Первый каменной постройкой стал флигель длиною в 23 сажени, в котором разместились Предтеченский храм, трапезная и кухня. В 1792 году такой же флигель был построен для братских келий. Монастырскую территорию в 1795 году ограничивала каменная стена. Конец XVIII столетия был временем широкого каменного строительства не только в Трегуляевском монастыре, но и во всей епархии. Оно было связано с деятельностью Тамбовского епископа Феофила, который заложил первый камень в фундаменте главного монастырского храма во имя Рождества Предтечи. Основой храма, сооружавшегося на щедрые пожертвования тамбовских дворян Ф. Ф. Севостьянова и М. С. Бегичевой, служил высокий куб, оформленный с фасадов портиками со сдвоенными колоннами. Высокие барабаны центрального и угловых куполов были плотно сгруппированы.
С западной стороны на небольшом расстоянии от храма была возведена многоярусная колокольня. Предтеченская церковь и колокольня не подвергались перестройкам до начала XX века и сохраняли чистоту архитектурного стиля конца XVIII начала XIX веков, характерного для провинциального зодчества. Главный храм Трегуляевской обители имел некоторое сходство с Успенским храмом Саровской пустыни, так как строительство осуществлялось под руководством бывшего послушника Нафанаила из Сарова.
Второй храм во имя Спаса Нерукотворного, возведённый в русско-византийском стиле, стал настоящим украшением Трегуляевского монастыря. Он был заложен в 1895 году, но из-за ограниченности средств строился около десяти лет. Главы храма были обложены алюминием, кресты и звёзды на главах вызолочены, крыши выкрашены шашечками тёмно- и светло-зелёного цветов. Дубовый иконостас в русском стиле сиял позолотой; в том же стиле были выполнены рамы для храмовых икон.
В начале XX века к южному фасаду храма, по проекту В. И. Фреймана, был пристроен придел во имя Спаса Нерукотворного, органично вписавшийся в архитектуру здания. С устройством новой церкви размещавшаяся с 1810 года в одном из флигелей Введенская была упразднена. Её помещения использовались для трапезной, библиотеки и ризницы.
В 1811 году Трегуляевский монастырь получил статус штатного третьеклассного. Средствами его существования были проценты с капитала и доходы от хозяйственной деятельности братии. Братия (20 - 30 человек) занималась огородничеством, пчеловодством, ремёслами и ежегодной продажей небольшого количества строевого леса. Паломников привлекали уют и благоустройство Предтеченского монастыря, его фруктовые сады и тенистые липовые аллеи, ведущие к храмам. У южной стены Предтеченского храма находилось могильное надгробие Новочеркасского архиепископа Афанасия; у северной - Тамбовского епископа Николая; на монастырском кладбище - захоронение рассказовского дворянина Н. П. Архарова.
Святынями Предтеченского монастыря были: икона-складень, именуемая «Неопалимая Купина», и икона Божьей Матери – «Скоропослушница», исполненная на кипарисовой доске большого размера, привезённая в 1867 году из Афонской обители.
В годы Гражданской войны монастырские постройки, предназначенные для милосердного служения, стали исполнять не свойственные им функции мест заключения. Один из постоянных тамбовских лагерей размещался в Трегуляевском монастыре. Эти лагеря были пропускными пунктами для высылки людей за пределы Тамбовской губернии.
В 1924 году Трегуляевский монастырь был включён в списки памятников церковной архитектуры, которые надлежало охранять государству. Эти списки не помешали местным властям в 1929 году решить вопрос о разборке монастырских построек. Все сооружения одного из старейших тамбовских монастырей были полностью утрачены в советский период.
Возрождение Трегуляя пришлось на девяностые годы. Был найден и расчищен чудотворный Источник Святителя Питирима, засыпанный в сороковые годы. В августе 1999 года, когда через Трегуляй из Ивановки пролегал путь крестного хода с мироточившей иконой Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», был убран склон у реки, заложен фундамент на 77 сваях. Сияют золотом купола нового Храма в честь Второго обретения мощей Святителя Питирима. Над источником Питирима – деревянная купальня, которую освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.