Вход Господень в Иерусалим — событие, отмеченное трагическим непониманием. Господь открывается народу, как долгожданный Мессия Израиля, Тот, Кого возвещали пророки. То, что Он въезжает в город на ослёнке — сознательное обращение к пророчеству Захарии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах.9:9)
Нам, по прошествии почти двух тысяч лет, трудно представить себе, что это значило. Но ветхозаветный народ Божий жил ожиданием Мессии — помазанного Богом Царя, Который принесет мессианскую эру, эпоху невиданного мира и процветания, когда силы зла, гнетущие народ Божий, будут сокрушены, и даже языческие народы придут и склонятся перед Богом Израиля. Как пророчествовал Исайя, «Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию... Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их — служить тебе; ибо во гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе. И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их» (Ис. 60:10–11).
Однако реальность Иудеи I века была бесконечно далека от этой картины всемирного торжества народа Божия — напротив, народ жил под властью язычников-римлян, сурово подавлявших любое недовольство. Большинство людей жили не просто в бедности, а на грани голода: современные археологи, исследовавшие захоронения того времени, установили, что кости погребенных носят явные следы недоедания. Рим безжалостно выкачивал налоги через своих ненавистных прислужников — мытарей. Эти налоги могли сделать из процветающего богача бедняка, едва сводящего концы с концами, из бедняка — должника, вынужденного продать свою землю и дом, из должника — нищего и вора, лишенного надежды хоть как-то выкарабкаться. Блудницы, которые упоминаются в Евангелии, часто были не любительницами разгульной жизни, а дочерьми разоренных, доведенных до полного отчаяния семей. Смельчакам, которые решались бросить вызов военной машине Рима, очень везло, если они умирали от мечей легионеров; тем, кто попадался живыми, предстояла невыносимо жуткая смерть на кресте. Но люди помнили, как Бог приходил на помощь Своему народу. Они помнили Гедеона, Варака, Самсона, Давида, помнили восстание против язычников, несколько поколений назад поднятое братьями Маккавеями, когда народ восстал против языческого тирана, пытавшегося искоренить веру в Единого Бога. Тогда Иудеи разбили посланные против них несметные полчища врагов, и Израиль обрел — на какое-то время — политическую независимость. Люди тщательно изучали древние пророчества о Том, Кому должно прийти, и понимали, что время наступает, Мессия должен вот-вот явиться. И тогда все переменится — времена боли и унижения останутся в прошлом, ненавистные языческие угнетатели будут сокрушены, а Израиль прославится и превознесется за свою верность Единому Богу. Народ страстно ожидал Спасителя, и когда люди увидели Господа Иисуса, уже Известного Своими чудесами, Въезжающего в Иерусалим на ослике, как предсказано пророком, они взорвались криками восторга и ликования: «И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!» (Мк. 11:9–10). Степень этого ликования, этой бесконечной радости нам трудно представить — это было как провозглашение победы после страшной, изнурительной войны, как ясный рассвет после долгой ночи, полной кошмаров. Грядет Мессия! Сейчас все будет по-другому! И Единственный, Кто не разделяет этого ликования — Сам Господь Иисус. Напротив, Он плачет: «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19:41–44). Иисус Христос Да, Он — Мессия, Предреченный Пророками. Да, Он — Посланный Богом долгожданный Спаситель. Но пройдет всего несколько дней, и толпа, в которой будет немало тех, кто недавно кричал «осанна», будет кричать: «Распни Его!» Почему? Потому что Он не даст толпе того, чего она хочет. Толпа хочет, чтобы Он основал земное царство и правил подобно другим царям силой меча. Он принес другое, вечное Царство, куда входят только добровольно, верой и любовью. Толпа хочет, чтобы Он уничтожил ненавистных язычников — а Он пришел дать всем — евреям и язычникам — прощение грехов и жизнь вечную. Толпа ждет, чтобы он дал ей земные блага, а Он пришел дать небесные. Люди хотят, чтобы Он избавил их от внешнего угнетения — от тех людей и обстоятельств, которые делают их жизнь тяжелой. А Он пришел спасти людей Своих от грехов их. Поэтому толпа и кричит: «Не Его, но Варраву!»
Проходит какое-то время, и люди, полные патриотического и религиозного воодушевления, решаются восстать против римлян — и пророчество Господа сбывается. Сначала мятежники одерживают некоторые победы, потом подходят основные силы римлян, и в 70-м году происходит страшная, мучительная осада и штурм Иерусалима, где действительно не остается камня на камне. Люди не увидели, что служит к их миру — и погибли. Исполнились и пророчества Ветхого Завета — народы действительно пришли к свету Иерусалима, и действительно поклонились Богу Израилеву. Цари народов действительно с благоговением явились в Иерусалим, чтобы почтить его святые места, и из своих сокровищ возвели в его пределах прекрасные храмы. Но совсем не так, как ожидали люди во времена Господа Иисуса. На трагическое заблуждение людей того времени можно было бы посмотреть свысока, если бы оно не повторялось в каждом поколении. Крик «не Его, а Варраву!» много раз звучал в истории, звучит и сейчас. Люди готовы поклоняться сильным, страшным людям, которые едут не на ослятах, а на боевых конях, лязгая смертоносным оружием, которые «придут — порядок наведут» так, что никому уже не нужно будет наводить порядок в своей душе и бороться со своим грехом. Снова Господь Иисус оказывается не тем Мессией, которого ждут. И Вербное Воскресенье — еще одна возможность покаяться, переменить путь, обратиться к истинному Царю и истинному Мессии — Господу нашему Иисусу Христу, Кроткому и Спасающему. К Тому, Кто спасет нас. Прежде всего, от наших собственных грехов.
Сергей Худиев
Источник: http://www.pravoslavie.ru/put/69935.htm
© Православие.Ru