Сайт Сосновского благочиния. - Однобокое представление об аскезе
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Мичуринская и Моршанская епархия Тамбовской митрополии
Сосновский благочиннический округ
По благословению Преосвященнейшего Гермогена епископа Мичуринского и Моршанского
Яндекс.Метрика
Конструктор сайтов православных приходов
Конструктор сайтов православных приходов

Однобокое представление об аскезе

Великий пост — это просто не есть мяса и не смотреть телевизор или что-то большее? Размышляет диакон Павел Сержантов.


Православная аскеза представляет собой явление поразительно полноохватное. А всякое полноохватное явление видно, как говорится, только по частям. Отсюда вытекает и однобокое восприятие аскезы.

Этой однобокостью я отнюдь не попрекаю никого, в мыслях такого нет. Я преследую другую цель — увидеть в аскезе что-то действительно целостное, масштабное, что-то объемное. Увидеть и по возможности описать.
Воздержание

Один из способов это увидеть — хоть сейчас предложим. Оттолкнемся мы от очевидных и общепонятных наблюдений: аскеза — это разные предписания воздерживаться от таких-то продуктов.

На масленичной неделе мы воздерживались от мясной пищи. Более строгая аскеза предполагает воздержание от молочной пищи. Еще более строгая — воздержание от рыбы, от растительного масла, и так далее. Каждый может продолжить перечисление дальше и дальше, а мы пока остановимся.

Дело в том, что строгое пищевое воздержание не всем показано. Никто не отменял естественные возрастные ограничения: дети и пожилые люди не способны строгий пост держать. Не способны — и люди с серьезными заболеваниями пищеварительной системы. Не могут — и люди, которые просто не выбирают, что им кушать: в пути сущие, в армии служащие… И разве для них никакого поста нет и быть не может? Ответ очевиден. Пост ведь не сводится к пищевым предписаниям.

Мы понимаем, что постом христиане воздерживаются не только от некоторых блюд, но и, например, от развлечений. И, как многие христиане подтвердят, воздержание от просмотра развлекательных телепередач труднее зачастую человеку дается, чем пищевое воздержание. Прибавим сюда же и воздержание от пустых телефонных разговоров, от бестолкового брожения по интернету… Подобное воздержание и при язве желудка не повредит.

Возьмем тему воздержания еще шире. По максимуму. Воздержание от зла, от всего для души вредного и даже — всего лишнего.

В Писании говорит Господь: «Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33:15). Не делай зла и делай благо — куда проще? Вот что нельзя и вот что надо — так маленьким объясняют науку человеческой жизни.

Эту взятую из псалма заповедь о добре и зле и к посту можно применить. Сторона воздержания в посте самая заметная. Но есть и сторона другая, противоположная, — когда надо постом делать то, от чего я воздерживался раньше, — постоянно находя благовидные предлоги. И эта сторона поста тоже имеет важное значение.
Понуждение

На языке аскетики это все называется понуждением. По-русски мы говорим «принуждение», или, хотите, мягче — «побуждение». Человек побуждает себя делать добрые дела. Через не могу, через не хочу.

К добрым делам относится почти все, что угодно. Например, добросоветное исполнение своих обязанностей. Не всегда же их исполнять хочется в полной мере. И дома, и на работе. К добрым делам относится, конечно же, разного рода забота о ближних. Не только то, что мы обязаны делать (и не всегда делаем). Но и то, что совсем не обязаны. И то, о чем нас просят, и допроситься никак не могут.

Кто считает, что здесь дана слишком расширенная трактовка поста, посмотрите, как учит именем Божиим пророк Исайя. Великим постом мы читаем удивительные пророческие слова: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды… и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо» (Ис. 58:6).

Получается, что не только воздержание от мясо-молочной пищи составляет пост, но и — понуждение себя прийти на помощь другим. Когда-то эта помощь была прямым следствием пищевого воздержания. Человек, переходивший на постную пищу, меньше тратил на еду, и сэкономленные деньги раздавал нуждающимся. Сейчас постная пища стоит не дешевле скоромной. Правда, это не мешает нам задуматься о том, чтобы все-таки помогать тем людям, кто победнее нас. Вот так помогать наперекор отсутствию экономического эффекта от наступления постного времени.

Понуждение себя на молитву тоже можно считать постовым упражнением, причем одним из основных упражнений. Обычно вечером в понедельник редко кто ходит в храм. Но с наступлением Четыредесятницы идет почти всякий православный человек в церковь. Идет и думает: «В непостное время я бы дома остался. Но раз уж первая седмица, надо перебороть лень и усталость». Пост не только в пище, но и в усердной молитве, в углубленном покаянии. Не только в воздержании, но и в понуждении себя.

Может показаться, что такая трактовка поста налагает на нас бремена неудобоносимые. Это как посмотреть! С другой стороны посмотрим: эта разносторонняя панорама поста просто дает православному человеку дополнительные возможности. Смотрит человек на пост со всех сторон и размышляет: как его лучше провести, какую духовную пользу можно получить от церковного поста.


Источник: http://www.pravmir.ru/odnobokoe-predstavlenie-ob-askeze/#ixzz2vsMtdnyN


Назад к списку