Не нужно забивать себе голову тем, что у нас после «Винни-Пуха» никто ничего не снял.
Михаил Алдашин | 04 января 2014 г.
Каждый год зимой дети их родители смотрят очередной новый анимационный фильм к Рождеству. Только вот фильмы эти – западного производство, ведь на Западе они - отдельный жанр, и каждый год выпускаются новые. Из отечественной анимации у нас из года в год пересматривают «Рождество» Михаила Алдашина. И не только потому, что на рождественскую тематику у нас практически ничего не снимают: Алдашину удалось сделать настоящее произведение искусства. В чем секрет успеха "Рождества"? Почему практически нет новых "зимних" российских мультфильмов? Какие проблемы стоят перед отечественной анимацией? Об этом, а также о том, что стоит посмотреть вместе с детьми в дни каникул – в беседах с мультипликатором, режиссером, сценаристом и продюсером Михаилом Алдашиным, и с кинокритиком, программным директором Большого Фестиваля Мультфильмов Диной Годер.
Тобольские студенты-иконописцы сняли рождественский мультфильм
Михаил Алдашин: Технологии не заменят работу ума и сердца
- Михаил Владимирович, стало традицией смотреть Ваш фильм «Рождество» в предрождественские дни. Каковы ощущения художника, когда он видит, что его создание начинает жить своей особой жизнью?
- Художник очень благодарен зрителю. Так сложно сделать что-то по-настоящему нужное людям. Когда удается – ощущаю полноценную радость.
- Почему Вы больше не брались за евангельские сюжеты?
- Много лет назад я написал проект из 12 фильмов по главным христианским праздникам. Сделать это непросто. «Рождество» далось очень тяжело. К созданию цикла из 12 фильмов я планировал привлечь режиссеров — не только наших, но и лучших, кого я знаю по миру. Лучших с моей точки зрения, конечно, кто способен справиться с этой темой. Надеюсь, рано или поздно этот проект удастся осуществить.
- Как отбирается сюжет, сценарий, история для мультфильма?
- Понравилось-не понравилось — в первую очередь. Во-вторых – понравится или не понравится зрителю. История должна быть яркой, захватывающей, волнующей, просто интересной, в конце концов. В ней должна быть новизна, возбуждающая интерес.
- Почему у западных компаний («Дисней», «Пиксар») получается регулярно выпускать полнометражные массовые мультфильмы с захватывающим сюжетом, в которых соблюден сказочный канон: добро побеждает зло, только самопожертвование приводит героев к счастью. А у нас нет и захватывающего сюжета, и мораль все время с сарказмом, двойным дном? Получается, что у нас быть добрым — скучно и плоско.
- Вы затрагиваете корневой вопрос современной российской культуры. Массовой культуры. Я бы не хотел в него углубляться, чтобы никого не обидеть. Скажу только, что причина та же, по которой у нас нет хороших автомобилей, дорог и прочего, что могло бы быть хорошо, ан нет.
- А Вы бы хотели сделать полный метр? Каким мог бы быть такой мультфильм?
- Есть планы и есть даже несколько сценариев. Осталось дождаться благоприятных обстоятельств.
- Как вы относитесь к анимэ? Можно ли эту культуру насытить европейскими, евангельскими смыслами?
- К анимэ нормально отношусь. Что угодно можно насытить чем угодно, другой вопрос, зачем это нужно и какой будет результат.
- Что в мировом анимационном кино заслуживает внимания наших зрителей, кроме мэйнстрима?
- Кроме известных сериалов и полнометражных фильмов, среди которых есть блестящие работы, есть большое количество короткометражных фильмов. Есть настоящие шедевры. К сожалению, до них нелегко добраться. Но благодаря Интернету все возможно, было бы желание.
- Вы говорите, что мультфильмы не несут воспитательной функции, что воспитывать – дело родителей. А как быть с эстетическим воспитанием, ведь «картинка» воспитывает. Есть риск, что ребенок, смотрящий по содержанию приличные, а по качеству – не очень, в конце концов, сделается нечувствительным к «прекрасному»?
- Я не так говорил. Я говорил, что мультфильмы не заменяют воспитания, которое дают детям родители. Прежде всего, своим образом жизни, своим поведением, своими жизненными принципами. Конечно же, мультфильмы — часть эстетического воздействия окружающего мира на ребенка, но только часть. Не может же быть все вокруг ужасным, а мультфильм — прекрасным, этакий луч света в темном царстве. Воспитание «чувства прекрасного» это отдельная тема, тут основное — желание человека иметь этот вкус, желание и потребность отличать настоящее искусство от ширпотреба, то есть все зависит от личности.
- Что бы Вы посоветовали еще посмотреть в рождественские каникулы, кроме вашего «Рождества»?
- Мне нравятся старые советские новогодние мультфильмы, начиная со «Снежной Королевы» Льва Атаманова. Их и советую всем, очень доброе и теплое кино.
- Какую роль играет компьютер при создании мультфильма? Принято при слове «компьютер» думать, что это нечто некачественное.
- Компьютер — это инструмент, в руках мастера любой инструмент творит чудеса. Роль современных технологий при создании мультфильмов велика, но не больше, чем роль несовременных технологий. Огрехи режиссуры или анимации современные технологии, к сожалению, скрыть не могут. Ничто не заменит работу ума и сердца.
Дина Годер: Доброе есть и новое!
Фото: peterburg2.ru
- У нас в России что-то снимается специально к Новому году, Рождеству?
- Детально не могу сказать, но не слышала, что выпускается что-то специально новогоднее. Наше планирование особо не позволяет подстраиваться под даты: задумал новогодний сюжет, а финансирование посреди года встало. Студия «Мельница» — чуть ли не единственная, которая регулярно что-то выпускает по западному принципу: чтобы захватить детские каникулы, соответственно, получить хорошую кассу. Сейчас вот в прокат выходит очередной «Иван-Царевич», но он именно приурочен к каникулам, по-моему, никакой сюжетной привязки к зимним праздникам там нет.
Иногда в мультсериалах бывают новогодние серии. Например, в сериалах «Маша и медведь», «Смешарики». Это хорошо для сезонного показа – понятно, что зимой приятно смотреть что-то снежное, но вообще хорошие серии буду хорошо смотреться в любое время. И потом, что значит новогодняя серия сериала? Она же денег дополнительных не принесет, разве что в сборник тематический войдет. Это не до такой степени экономический момент, как с полным метром.
- А если брать не сериалы и не полнометражные фильмы?
- Идеи специальной съемки авторских мультфильмов к зимним праздникам у нас нет. Иногда, конечно, у нас снимают новогодние мультфильмы. Например, пару лет назад вышла «Сказка про елочку» Марии Муат (студия «Пчела»), сюжет — вполне новогодний, но зрители ведь его все равно к Новому году не увидели. А профессионалам фильм показали на фестивале весной. Наверняка, теперь этот фильм будет входить в новогодние сборники, как и советские фильмы про Деда Мороза. А что еще можно сделать с мультфильмом размером 13 минут? Его нельзя выпустить отдельно. Всерьез это может работать только с полными метрами. Разве что, если бы у нас телевидение взялось заказывать или покупать себе новые мультфильмы к Новому году, как «специальное событие».
Кадр из фильма Марии Муат «Сказка про елочку»
- Почему у нас не выпускается полнометражных мультфильмов к Новому году, Рождеству? Западные компании делают это регулярно. В этом году, например, с удовольствием смотрят «Холодное сердце» компании «Дисней». И это не единственный «зимний» полнометражный фильм 2013 года…
- Да, у них есть идея делать специальные детские фильмы к Рождеству. Но у них существует развитое производство. Каким образом строится производство нормального западного фильма? Условно говоря, год где-то разрабатывается сценарий, год разрабатываются персонажи, год идет анимация, монтаж, постпродакшн и так далее. То есть, от того момента, как фильм придуман, до того момента, как фильм реально выходит, проходит много времени. Они так часто выпускают фильмы просто потому, что у них бесперебойный процесс.
То есть один фильм выходит, другой только принимается в работу, третий проходит следующий этап и так далее. А у нас — государство дало деньги, и, по-хорошему, фильм нужно через год сдать. Ну, или через два года.
То есть здесь уже не до «продумывания мелочей». У нас полнометражный мультфильм снимается в состоянии пожаротушения, как однажды сказал режиссер Константин Бронзит. Причем пожаротушение безостановочное. Тут заткнул «дырку», там заткнул. Главное – успеть, уложиться в короткие сроки, при том, что настоящих профессионалов в этой области у нас не хватает.
- Именно поэтому в западных полнометражных фильмах все четко: сценарий, образы, добро побеждает зло, причем изящно, параллельно затрагивая множество важных вопросов, касающихся человеческих отношений? А в российских полнометражных анимационных лентах и добро какое-то спорное, небезоговорочное…
- То, что добро небезоговорочное – это не проблема, положительный герой без недостатков обаятельным не будет, это закон драматургии. Другое дело, что у нас чудовищная проблема со сценаристами. Просто нет людей, способных написать хороший анимационный сценарий, особенно полнометражный. В последние годы все с восхищением говорили только об одном сценаристе на всю страну — Алексее Лебедеве, который писал «Смешарики», но давно бросил это дело и снимает сейчас сериал для взрослых.
А в целом наши сценарии пока имеют вид самодеятельности. Написал один человек, потом продюсер включился, режиссер влез, снова продюсер. Иногда просят написать сценарий профессиональных писателей, потом написанное ими перелопачивают сто пятьдесят раз: продюсер решает, что пожалуй этот персонаж должен быть постарше, тот помладше, надо изменить конфликт, заменить финал. В итоге получается криво-косо.
- Что, нигде не готовят сценаристов?
- Кажется, сейчас пытаются учить, но результатов этого пока не видно. Анимация весьма специфическая вещь – очень сгущенная, условная и острая, тут подходы должны быть совсем другие, чем в игровом кино. Я помню, что художественный руководитель «Смешариков» Анатолий Прохоров многократно пытался искать анимационных сценаристов и организовывал учебные семинары – все без толку. Сейчас суздальский фестиваль пытается устраивать встречи и мастер-классы сценаристов. Я надеюсь, что все эти старания рано или поздно сработают, сценаристы появятся, но, конечно, не раньше, чем возникнет благоприятная атмосфера для их работы. Пока у нас продюсеры не умеют поставить сценаристу задачу и сформулировать здравые претензии к готовой работе, а переделывают текст сами, исходя из собственных писательских амбиций и советов жены Клавы, ничего хорошего не будет.
Я несколько раз за последнее время слышала от профессионалов: «А вот я читал сценарий фильма, который будут снимать там-то, полный метр, его написала известная писательница такая-то, вот он хороший». На это я могу сказать: когда увижу – скажу. Пока не видела российских сценариев, которые мне казались замечательными.
- Что стоит посмотреть в дни каникул с детьми (и без них) из известных и не очень известных широкой публике российских анимационных фильмов?
- Авторские мультфильмы в прокате найти непросто, хотя некоторые студии теперь стали делать подборки лучших фильмов последних лет и отдавать в кинотеатры. Я знаю, что регулярно выпускаются симпатичные программы фильмов из цикла «Гора самоцветов» студии «Пилот». Все мы знаем, что это такое, но от этого сказки хуже не становятся. Есть хорошие подборки мультфильмов, которые делает школа-студия «ШАР», студия «Анимос». Многие студии выпускают диски со своими фильмами последних лет. Но самое простое – это найти хорошие российские фильмы в Интернете и устроить себе и детям домашний сеанс.
Есть прекрасные фильмы, вышедшие в прошлом году. Но, поскольку это все авторское кино, увидеть его не всегда просто — то в одном клубе покажут, то в другом. Нужно специально интересоваться и искать программы авторской анимации. Например, один из самых-самых призовых «взрослых» фильмов прошедшего года (получивший в том числе приз за лучший дебют на самом престижном в мире фестивале в Анси) – это картина «Обида» Анны Будановой (Екатеринбург). Вполне себе взрослое метафоричное кино про то, как толстую девочку с детства сопровождала обида и девочка росла, а вместе с ней и обида. Этот фильм тоже можно найти в интернете.
Кадр из фильма «Обида» Анны Будановой
Среди авторских анимационных фильмов кстати, не так много собственно детских. Из лучших детских картин последнего года могу назвать чудесный фильм «Моя мама – самолет». Это пятиминутное кино, которое сняла Юлия Аронова по собственному же сценарию. Прелестная, стихотворная, веселая, звонкая история про мальчика, который рассказывает, что его мама – самолет. Ее тоже можно найти в интернете, она выложена.
Мне бы хотелось посоветовать людям, любящим мультфильмы, смотреть кино, снятое и в последние годы, а не останавливаться на советской классике 70-х. В 2000-х снято очень много хорошего. Именно авторского, штучного кино, не сериального. Среди них тоже есть детские фильмы. События одного из моих любимых мультфильмов — картины Софьи Кравцовой «Пудя» по книге Бориса Житкова, тоже, кстати, происходят зимой. Трогательный, очень обаятельный мультфильм про мальчика, который сделал себе из кусочка меха собачку и придумал, что она живая. Или, например, замечательный фильм Дарины Шмидт «Маленькая Василиса» о девочке, которая победила Бабу Ягу, снятый в нарядном стиле лоскутного шитья. Если заинтересоваться – можно найти прекрасные новые фильмы. Я уж не говорю о том, какой прекрасный цикл Лизы Скворцовой «Колыбельные мира» студии «Метроном» как раз сейчас начал выходить на дисках.
Так что традиция хороших детских анимационных фильмов у нас не прервалась. Просто не нужно забивать себе голову тем, что у нас после «Винни-Пуха» никто никогда ничего не снял и стоит смотреть лишь старое доброе. Доброе есть и новое!
Беседовала Оксана Головко
Подробнее: http://www.pravmir.ru/pro-zimnie-multfilmy-i-dyry-v-rossijskoj-animacii/#ixzz2rFxcpWJq