Он не хотел жениться на ней, у них не было детей, а закончился их союз монашеским постригом. Почему же святые Петр и Феврония – покровители семьи и пример христианского брака? Объяснить это ребенку не всегда просто. А на пальцах – так и вообще невозможно. Итак, что же поможет родителям рассказать об этой супружеской паре так, чтобы стало понятно, что такое святость и в чем заключается подвиг их любви?
Можно, конечно, взяться за житие. Только, несмотря даже на то, что история жизни этих святых, поэтично описанная священником Ермолаем-Еразмом в 16 веке, называется сказанием, для современного читателя это слишком сложно. Хотя, если покопаться в тексте, безумно интересно!
Можно прочесть переложение. Так, например, существует доступный и яркий пересказ писателя и художника Георгия Юдина, который можно найти в Интернете. Книга с прекрасными иллюстрациями автора вышла в 1996 году.
А можно 10 минут потратить на просмотр мультфильма.
В 2008 году на киностудии «Беларусьфильм» вышла работа Ирины Кодюковой «Старинная повесть о жизни, любви и прочих чудесах». Немного текста, хорошее звуковое оформление, запоминающаяся картинка, мягкие цвета – и все это складывается в красивую сказку о любви и святости.
А свободная авторская трактовка в этом упрощенном варианте пересказа жития благоверных князей Петра и Февронии добавляет какие-то свои особенности.
Ну, например, жена князя Павла, случившееся с которой несчастье и привело к болезни главного героя повествования Петра, по сюжету мультфильма была искушена змеем после того, как заскучала. А ведь правда, многие наши беды – от скуки. Вот допустил к себе человек это состояние, и на тебе – сам не заметил, как залез в такие проблемы, что не знаешь, как с ними и справиться. Так что с самого детства в лексиконе должна отсутствовать фраза «мне скууууучно…»
По сценарию мультфильма князь Петр, не захотевший жениться на простолюдинке после своего чудесного излечения, возвращается к невесте не потому, что болезнь вновь стала им овладевать, как описано в житии, а потому что в юноше проснулась ответственность за свои слова и …любовь. Эта перемена решения перекликается с его фразой-ответом боярам, прогоняющим деревенскую правительницу из города: «Я на жизнь с ней венчался…» Вот так просто и понятно – ничего лишнего – показано, что же такое брак.
В чем же сила этой красной девицы, почему князь отзывается и спешит на отзвуки ее пения, почему она так нескромно требует взять себя в жены? В чем ее секрет? Секрет прост и известен каждому из нас из Евангелия: «Не бойся, только веруй». Этой цитатой отвечает Феврония супругу на его беспокойства.
Все эти несоответствия житию нисколько ему не противоречат, а, пожалуй, даже акцентируют внимание на каких-то моментах, более, может быть, важных и понятных сейчас для ребенка. Тем более, на то оно и сказание, чтобы каждый рассказчик добавлял свое. Ведь и к тому моменту, как во времена Иоанна Грозного священник Ермолай-Еразм приехал в Муром, чтобы записать эту историю, она тоже уже была в чем-то изменена, в чем-то приукрашена. Жили-то святые за три века до этого.
Многое в этом житии-сказании даже как-то слишком соответствует традициям русских сказок. Многие волшебные элементы в этом мультфильме взяты прямо из литературного памятника: это и скачущий перед Февронией заяц, и распускающееся дерево, и, конечно же, Агриков меч, меч-кладенец.
И по соседству со всем этим уютные картинки княжеской жизни – он читает Евангелие или какую-то святоотеческую литературу, она вышивает. Умиротворение, спокойствие, лад. И вот что интересно, даже разойдясь по разным монашеским обителям, князья не меняют своего образа жизни. И все также неразрывна их связь, несмотря на расстояние.
«И умерли, - подводит к завершению историю Петра и Февронии голос за кадром, - как в сказке, в один день».
А зрителю уже неважно, сказка это или реальная история, что здесь вымысел рассказчиков, а что – чистая правда. Что такая светлая и крепкая любовь может быть на нашей земле – не выдумка. Ведь неспроста по молитвам этих «сказочных» святых и в нашей современной жизни случаются чудеса.