Разрушительные девяностые ударили практически по всем сферам деятельности, не пощадили и сферу воспитания и развития детей: всевозможные кружки и секции либо закрылись, либо потеряли актуальность, и довольно долго ничего нового на смену не приходило. Сегодня ситуация улучшилась, особенно в отношении дошкольного развития. Появилось огромное количество студий, работающих по разнообразным методикам, призванным раскрывать творческие способности ребенка во всех направлениях. Точнее почти во всех…
Как и в прежние времена существует дефицит музыкально-развивающих программ для дошкольников. Справедливо ли, что приобщение детей к изобразительному искусству преобладает над приобщением к музыке?
Что же сегодня предлагается под видом детских музыкальных программ? Как восполнить пробел в музыкальном образовании ребенка? Можно ли самостоятельно, не будучи музыкантом, заниматься с ребенком музыкой?
Я попробую ответить на эти вопросы, а также предложу вам некоторые элементы своей собственной методики музыкального развития ребенка, по которой я работаю со своими собственными детьми.
Современная ситуация
Популярность различных студий для дошкольников обязана двум основным причинам. С одной стороны благосостояние населения в среднем возросло, что позволило оплачивать занятия. Другая, более важная причина – огромные очереди в детские сады, отсутствие нормальной государственной поддержки дошкольного образования, низкая заработная плата дошкольных педагогов, вызывающая отток кадров.
В результате сознательные родители для развития и социализации детей записывают их в частные студии. И это правильно. Не каждый родитель в состоянии самостоятельно обеспечить ребенку широкое и свободное развитие.
Занятия, готовящие детей непосредственно к школе - обучение чтению, письму и умению правильно сидеть за партой – довольно спорная дисциплина, и заслуживает отдельного разговора. Поэтому я буду говорить только о творческих дисциплинах. Под широким развитием дошкольников я подразумеваю минимальное овладение ребенком максимумом творческих дисциплин, способствующих самовыражению. Под свободным развитием я понимаю овладение различными навыками ребенком по принципу «заинтересовывать, а не заставлять».
На практике сегодня свободное и широкое развитие ребенка существует в программах по обучению рисованию, лепке, аппликациям. Эти программы базируются преимущественно на методике революционного для своего времени педагога Марии Монтессори (суть методики легко понятна через главный девиз: «помоги мне сделать самому»).
Программ свободного и широкого музыкального развития для дошкольников в полной мере нет. Печальный факт. Как устранить этот пробел я напишу ниже, но прежде расскажу вкратце о существующих музыкальных программах, отметив плюсы и минусы, поскольку, решив заниматься с ребенком музыкой, вы, так или иначе, столкнетесь с ними.
Итак, переходим к небольшому анализу существующих методик музыкального развития дошкольников. Я остановлюсь на двух: самой популярной – Сергея и Екатерины Железновых и наиболее интересной – Валерия Брайнина.
Подробную информацию о программе Железновых можно почитать на официальном сайте http://www.m-w-m.ru/. Там встречаются бесконечные ссылки на Монтессори, о которой я выше упоминал, плюс масса информации о пользе программы для ребенка. И все бы вроде хорошо, только музыки как-то мало. Погремушки и песни а-ля «два притопа, два прихлопа» – основной уклон программы. Обучение игре на инструментах включено в программу, но гораздо в меньшей степени. Думаю, программа Железновых интересна больше не в рамках самостоятельного занятия, а в виде отдельных включений во всевозможные комплексные программы. Метод Железновых частично используют в художественных и танцевальных студиях для дошкольников – это песни во время разминки, приветствия, прощания или же во время перерыва. Такое использование методики вполне уместно – песни детям нравятся – факт. Поэтому при самостоятельных занятиях с ребенком музыкой как раз в перерывах можно использовать песни Железновых.
Валерий Борисович Брайнин личность, безусловно, интересная: поэт, переводчик, эссеист, композитор, музыковед и создатель музыкальной программы. Читать его статьи интересно, правда, для человека, не знакомого с теорией музыки, порой сложновато. Поэтому попробую тезисно описать суть методики. Подробно же о ней можно почитать на сайте http://www.brainin.org/
Методика Брайнина объединяет сольфеджио, теорию музыки и музыкальную литературу. Курс в большой степени затрагивает проблемы, возникающие у многих, кто изучает сольфеджио. То есть, опять-таки нет того самого широкого и свободного изучения всего мира музыки. Основная цель системы Брайнина - развитие опережающего (прогнозирующего) музыкального восприятия у потенциального слушателя серьёзной музыки. При этом развитие идеального слуха является побочным эффектом.
Так, Брайнин пишет, что существует два вида музыкального слуха: регистрирующий, при котором слушающий воспринимает музыкальный феномен как таковой, он дает возможность обозначить его условным знаком, но не дает возможности определить какой музыкальный элемент за ним наиболее вероятен – это то, что обычно и называется слухом. Прогнозирующий слух – это вероятностное слуховое мышление, построенное на ожиданиях и предположениях.
Программа базируется на идеях семиотики – дети стараются слышать отдельные куски музыкального произведения, а не просто ноты. Все проходит в игровой форме, Брайниным придуман даже новый способ графического представления нот - конструкция в рост ребенка. Модель – это «домик». Есть минорный и мажорный домик. Закрашенные клетки – «квартиры». Пустые клетки – «лифты». На лифте можно проехать только на соседний этаж. Например, с этажа «ре» можно проехать на этаж «до»… так дети постигают нотную грамотность. На мой взгляд, для дошкольника сложно. Для взрослого ребенка заинтересованного музыкой – это отличное подспорье музыкальной школе. Стоит, кстати, отметить, что методика Брайнина рассчитана на многие годы. И это все же изучение музыки, а не возможность свободно «поплавать» в мире музыке.
Таинственный мир звуков
Музыка из всех видов искусств воздействует на человека наиболее непосредственно. Слушая любимое музыкальное произведение, мы испытываем более сильные эмоции, чем, если смотрим, например, на шедевр живописи. Так, вам наверняка приходилось видеть заплаканных девушек, слушающих музыку. Но видели ли вы в художественных галереях готового расплакаться человека? Для восприятия музыки, с одной стороны, необходима наименьшая культурная база, чем для понимания других форм искусства. Поэтому музыку так часто выбирали и выбирают в качестве некого герба, т.е. опознавательного знака, различные группы подростков. Наверняка, помните, как у вас спрашивали ровесники «кто ты?», подразумевая при этом в первую очередь, музыкальные предпочтения. И попробовали бы вы сказать в тот момент об увлечении Толстым, получили бы клеймо безликого «ботана», но никак не толстовца.
С другой же стороны, как писал знаменитый советский композитор и музыковед Борис Владимирович Асафьев, «музыку слушают многие, а слышат немногие, в особенности инструментальную. Под инструментальную музыку приятно мечтать. Слышать так, чтобы ценить искусство,- это уже напряженное внимание, значит, и умственный труд, умозрение».
Почему, условно говоря, отличник слушает классическую музыку, а хулиган тяжелый рок? Разве у них по-разному устроен слуховой аппарат? Конечно, нет. Это всего лишь эксплуатация музыки субкультурами, как наиболее простого и доступного творчества. Слышат музыку все одинаково, но, исходя из психического настроя, выбирают либо тонкую, красивую мелодию, либо агрессивную и шумящую музыку. При таком подходе человек уже не волен выбирать музыку «для души», по настроению, он не познает многогранность музыкального мира, и существует в тех рамках, в которые загнал себя в определенный момент. Поэтому так важно именно в юные годы начать знакомство с миром музыки, чтобы потом этот мир не превратился в мирок с узкими рамками, чтобы человек не пропустил, не упустил в своей жизни красоту музыки.
Интересно, что Аристотель применял к воздействию музыки на человека слово «катарсис». Значение этого слова, введённого античными философами и нередко применяемого сегодня так, кстати, до конца и не понятно. Но «безвредная радость» и «очищение» однозначно понималось и понимается как положительное влияние на человека.
В древнем мире музыка была синкретична, т.е. не была музыкой в чистом виде, но также содержала зачатки танцев и поэзии, а первым языком на заре человечества было пение. Получается, пение – не только слово, но и музыка, было единственно возможным средством общения между людьми.
Музыка также и самое неоднозначное из искусств: она всегда больше, чем просто субъективное восприятие окружающей действительности, как это бывает в изобразительном искусстве. И если в литературе приветствуется мудрый, философски настроенный автор, то в музыке первостепенны эмоции. Пляски дикарей – это общение с божествами, музыка высших сфер у пифагорейцев – это движение планет, при котором возникает определенная мелодика, программная музыка барокко и романтизма должна была вызывать конкретные образы в воображении, а сегодня, в XXI веке существует специальность музыкотерапевт…
Итак, пока я вас не запутал, делаю выводы:
- музыка, в сравнении с другими видами искусств, вызывает самые сильные эмоции.
- дети выбирают музыку для идентификации себя и окружающих.
Обобщив, получаем:
- способность слышать, понимать и наслаждаться музыкой - ценнейшее и прекрасное умение, лишать которого ребенка просто не разумно.
Любовь к музыке
Ребенку, прежде чем осваивать науки, или постигать то или иное мастерство, предпочтительно прежде поверхностное, увлекательное, интересное знакомство с предметом. При таком подходе у ребенка скорей появится интерес и, главное, общее понимание необходимости изучения тех или иных наук или искусств. Получая начальные, пока поверхностные знания, ребенок, пускай скорее подсознательно, поймет и оценит место предмета в общемировом культурном масштабе. Так он сможет полюбить знания и научится получать удовольствие от их получения. Такой подход я и предлагаю в изучении музыки взамен натаскивания, которое преобладает в большинстве государственных образовательных учреждений.
Так, опросив знакомых учившихся в музыкальной школе, я выяснил, что больше половины опрошенных ее не закончили - «надоело». Но именно музыка «надоесть» не должна! На вопрос симпатичен ли им инструмент, на котором занимались, многие ответили, что сейчас предпочли бы другой. Всех их «затащили» в музыкальную школу.
Думаю, если ребенок в дошкольном возрасте попробует научиться слышать музыку, чувствовать ее и самостоятельно играть на разных инструментах, то в музыкальную школу не придется ходить «из-под палки».
Само собой с дошкольником необходимо заниматься только в игровой форме. Никак иначе.
Выводы:
- обучение музыке должно доставлять удовольствие.
- выбор играть или не играть, а если играть, то на чем, должен быть сделан ребенком после того, как он поймет организацию мира музыки.
Музыкально-театральное изучение музыки
Вот мы постепенно и дошли до самого интересного. Как заниматься с ребенком музыкой. Изучение музыки должно включать в себя три обязательных аспекта: история музыки, инструментоведение, основы теории музыки. При этом все делается в игровой форме и без какого-либо «натаскивания».
Приведу пример, как можно организовать занятие.
Начинается все с истории – это развлекательная, театральная часть занятия. Сообщите ребенку, что сейчас вы превратитесь в древних людей, которые жили много тысяч лет назад. Тут лучше даже условные костюмы надеть. Возьмите обычные палки, побегайте по комнате и попробуйте постучать по разным предметам. Расскажите, что барабан был одним из первых инструментов (может даже и самым первым, на этот счет ведутся еще разговоры). Обратите внимание ребенка на то, как меняется звук, если бить по разным предметам, подумайте вместе, отчего это зависит. Затем доставайте барабан (подойдут этнические барабаны: индийские, африканские), покажите, что сверху натянута кожа. Здесь можно показать пример со стаканом воды: бросить туда что-нибудь и посмотреть, как расходятся круги на воде, рассказать, что звуковая волна также расходится в воздухе.
Затем оставить ребенка одного с барабаном. Когда он слегка устанет, можно заняться физическими или дыхательными упражнениями.
Теория музыки. Первым делом разумно будет объяснить ребенку, чем отличается высокий звук от низкого. Кстати, это можно продемонстрировать даже и на барабане, можно голосом – вариантов очень много.
В том же духе можно рассказать и про другие инструменты. Что касается театрализованной части, тут огромное поле для фантазии: можно стать птичками и научиться делать трели на флейте, или превратиться в музыкантов XVIII века и сочинять как раз программную музыку, то есть выражать музыкой различные действия, обозначать ею персонажи: медведя в лесу, принца на скакуне, и пр.
Что касается инструментов, не обязательно разорятся на дорогие. Разве, что на барабан, хотя и тут в продаже среди массы моделей можно найти бюджетные варианты. Можно учиться играть на блокфлейтах, металлофонах, скачать и установить себе на компьютер MIDI клавиатуру, которая заменит пианино. Гитару можно соорудить из струны и бруска. Хорошие старенькие детские инструменты советского производства рекомендую поискать на барахолках – там и цены низкие. Звук же у таких инструментов будет лучше, чем у китайского новодела. Но главное для ребенка понять, как в целом устроен инструмент, как примерно звучит, не обязательно же, что он станет на нем в дальнейшем играть.
Отдельно расскажу о том, как подойти к вопросу изучения нот. Пифагор говорил, что каждый отдельно взятый звук не образует музыкальной системы и, если он не слишком громкий, не вызывает у нас особой реакции. Однако уже сочетание двух звуков в иных случаях получается приятным и благозвучным, а в других, наоборот, «режет» ухо. Помните об этом, и не заставляйте ребенка учить ноты как таблицу Менделеева. Пусть лучше в виде упражнения он просто пробует играть на двух нотах. Например, в один день только соль и фа, на другой - соль и ля. Постепенно можно будет переходить и к использованию трех нот. Но, если ребенок хочет просто подудеть, побренчать, как ему хочется, вне упражнения, ни в коем случае нельзя этому мешать.
Иногда полезно будет проводить занятия по угадыванию нот. Но для этого будет нужен хорошо настроенный инструмент, игрушечные с их неровным строем для этого не годятся. К слову, если пусть даже хорошее пианино год не знало руки настройщика, и его лучше не использовать. А вот хорошо настроенная гитара, качественная блокфлейта, MIDI – эти вещи дают точный тон.
Полезно если вы будете играть вместе с ребенком, для этого вовсе не обязательно быть профессиональным музыкантом – вы можете даже учиться вместе. Здесь используется принцип Монтессори, что педагог помогает ребенку самому освоить инструменты.
Очень хорошие результаты дает групповое занятие, хотя бы с тремя детьми. Тогда можно поиграть в оркестр, да и вообще, дети друг у друга хорошо учатся.
На нашем этапе, этапе дошкольника в идеале необходимо придти к тому, чтобы ребенок просто играть, то, что хочется, но при этом передавал свои эмоции. Постепенно ему станет не хватать исключительно фантазии и баловства с дудкой или ксилофоном.
И в этот момент можно его немного поучить музыкальной грамоте с помощью игр, приведенных ниже.
Игры
Некоторые приведенные игры подходят только для групповых занятий, некоторые же годятся и в качестве индивидуальных упражнений. Все они довольно простые и, думаю, вы сможете и сами придумать что-либо подобное.
1.
Вот мы превращаемся в собачек. Сначала воем как собачки, получившие косточку. Потом как собачки, от которых на время ушел хозяин. Потом как собаки на луну. Изучаем таким образом минор и мажор.
2.
В идеале командная игра, но папа с ребенком могут и вдвоем попробовать.
Представляем себе героя по отдельным визуальным образам: большой, маленький, худой, злой, добрый, ласковый. Одна команда другой объясняет эти образы с помощью музыки.
Продолжаем изучать минорные и мажорные звуки и эмоциональную окраску музыкальных произведений.
3.
Понимание музыки с помощью чисел.
У детей барабаны. Каждому дается определенное число. Ведущий указывает на ребенка и тот должен столько же раз стукнуть по барабану. Периодически числа меняются.
4.
Изображаем музыку человека: кто из детей с помощью барабана изображает стук сердца, кто-то шум легких, кто-то мычит, как думающий мозг и пр. По этому же принципу можно организовать игры: «лес», «город».
5.
Изучение музыкальных темпов. По команде ведущего дети поют что-нибудь простенькое, вроде «ля-ля» сначала медленно, затем быстро. Затем ведущий объясняет названия музыкальных темпов, и игра усложняется. По команде «аллегро» дети поют быстро, по команде «адажио» дети поют медленно. В зависимости от заинтересованности детей, можно изучать и более сложную шкалу темпов.
6.
Чтение стихов под определенный ритм. Дети, которые не умеют читать отбивают ритм, а ведущий читает стих. Если ребенок умеет читать, то, наоборот, ведущий отбивает ритм, а ребенок читает. Ритм меняется в зависимости от настроения стихотворения.
7.
Знакомство с инструментами. Дети слушают какой-то инструмент в записи, чтобы не видеть самого инструмента, а потом стараются изобразить его образами, описать. Затем вы показываете сам инструмент.
8.
Занятие на основе методик Брайнина на развитие «внутреннего слуха». На металлофоне или пианино играется короткий отрывок известного произведения (3-4 ноты). Детям предлагается самостоятельно продолжить музыкальное произведение.
9.
Несколько детей с одинаковыми инструментами. У каждого из них есть своя одна нота, которую он должен извлекать. С помощью ведущего (или просто под его небольшим контролем) дети чередуют звуки, меняют последовательность в поиске мелодии, которая бы всем понравилась. Педагог может записывать или запоминать отдельные мелодии, чтобы потом включать или проигрывать их для детей.
Цель - дать понять, что не сами звуки являются музыкой, а их определенное сочетание.
10.
Ведущий на барабане отбивает какой-то простой ритм из 2-4 ударов, дети после него берут несколько определенных нот на блокфлейтах, металлофонах, или иных инструментах. Ведущий меняет ритм на другой, и дети должны извлекать другую ноту, или мелодию.
Значение программы
Развитие ребенка по предложенной методике способствует выработке чувства ритма, без которого не только музыкой, но и танцами заниматься будет сложно. Занятия способствуют пониманию ребенком настроения музыки, ее смысла. Занятия не ставят перед собой целью сделать из ребенка музыканта, наша цель пока гораздо скромнее – научить дошкольника воспринимать музыку. Пусть он станет только грамотным слушателем, и мир музыки откроется перед ним. Ведь испытать катарсис при посещении оперы, балета, концертов классической музыки, можно только если имеешь возможность слышать музыку.
Кроме того, требования при поступлении в музыкальную школу постепенно усложняются, и ребенка без подготовки, либо без абсолютного слуха могут не принять. Но абсолютный слух – очень спорное качество, порой он как раз мешает воспринимать музыку.
Предложенная программа полезна еще и потому, что она, как ни одна другая учитывает современные музыкальные тенденции. Я замечаю, что в современной музыке «суперзвёзды» со стадионами поклонников уходят в прошлое, им на смену приходят не столь заметные музыканты, зачастую музицирующие в свободное время, и выкладывающие музыку в сети и выступающие преимущественно в клубах. Для создания шедевра такому музыканту иногда хватает одной музыкальной программы. Но, как правило, это в случае, если автор прежде экспериментировал с разными инструментами.
Если говорить о музыке прошлых веков, то «академисты» все больше уступают свои позиции «аутентистам», стремящимся играть музыку так, как она исполнялась во времена ее рождения.