Сайт Сосновского благочиния. - Сталин как персонаж
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Мичуринская и Моршанская епархия Тамбовской митрополии
Сосновский благочиннический округ
По благословению Преосвященнейшего Гермогена епископа Мичуринского и Моршанского
Яндекс.Метрика
Конструктор сайтов православных приходов
Конструктор сайтов православных приходов

Сталин как персонаж

Немного истории

Вспомним недавнюю историю. 80-е. Перестройка. Свежие ветры, неслыханные речи, падение стен и занавесов. Торжественное шествие правды по стране. Потоком выходят книги и журналы, разоблачающие наше «светлое советское прошлое». Солженицын, Войнович, Разгон, дневники и воспоминания тех, кто пережил лагеря. Казалось, что ничего страшнее 30-х годов в нашей истории быть не может. Даже Великая Отечественная война казалось не такой страшной, как репрессии.

А затем… Развал страны. Горят вклады, обесцениваются деньги.Карточки. Неоплачиваемые отпуска. Закрытые заводы. Вчерашняя «кухонная интеллигенция» мечется в поисках заработка. Плодятся киоски, рынки, банки. Бандиты и охранники. Богатеи и бомжи. Приближаются выборы Ельцина. Или еще какой-нибудь дефолт. И опять – массой на читателей и зрителей вываливаются очередные разоблачения, новые факты об ужасающей жестокости советского режима, о кровавых наклонностях Сталина – Сталин убил миллионы, или даже миллиарды! Сталин виноват во всем! Сталин – кровавый тиран! Люди еще по-привычке рефлекторно вздрагивают: «Ой, и правда. Ну и ладно, что все плохо, зато вот свобода».

После небольшой мнимой стабилизации – очередное падение в кризис, в неустроенность, в безнаказанность власти и коррупционные скандалы. Уничтожение армии, медицины, образования. Абсолютная глухота «паханов». Да и не их дело всякую тут «шелупень» слушать.

И снова – разговоры о Сталине. Однако ко всем прошлым откровениям и развенчаниям добавляется – и очень настойчиво и достаточно громко, чтобы его на замечать – новый голос: «Сталина на вас нет! Он бы навел порядок!».
Статистика

По данным Левада-центра, в 1994 году к «великим людям» Сталина отнесли 20 % респондентов,

В 1999 году — 35 %

В 2003 году ВЦИОМ представил результаты опроса населения о роли личности Сталина: Отрицательно оценили деятельность Сталина лишь 33 % опрошенных. 36 % респондентов назвали главным успехом его победу в Великой Отечественной войне, за что «готовы простить ему и культ личности, и годы репрессий». 27 % назвали советского вождя «бесчеловечным тираном», а 20 % признали его жестокость необходимой.

Согласно опросу ВЦИОМ, проведённому в апреле 2010 года, 37 % респондентов оценили личную роль Сталина в победе над нацистской Германией как ведущую, а 44 % — как значительную. На ответы «незначительную» и «не сыграл никакой роли» пришлось 11 %
Сталин – зло? Или благо?

Те, кто еще застал СССР, кто пережил слом 80-90-ых очень хорошо помнят эти изменения настроения. При этом, либералы неустанно ругают Путина и прочих власть предержащих, которые заигрывают со сталинской риторикой, чтобы «укрепить вертикаль власти» и вообще, «замочить в сортирах» всех врагов. Не менее неустанно выступают и защитники Сталина, и их уже, по-моему, не меньше.

Формирование культа Сталина началось еще в 30-ые годы. Тогда не только появились былины и сказки о Сталине – что можно было бы оправдать низким уровнем народа и его незамысловатым творчеством, но и стихи именитых поэтов и писателей:

Немного цитат:

Молодой Иосиф да Виссарионович
А ударил он да по белым рукам

А с товарищем Лениным да Калининым
Молодой Иосиф да Виссарионович
Выходил на Красну площадь на широкую,
Говорит бойцам он таковы слова:

«Ай, герои вы да нашей земли русскоей,
Земли русской да пролетарскоей,
Как идете вы, бойцы, да во чистó поле,
Постоимте-ка мы, братцы, за отечество, .
Не дадим в обиду трудовой народ!»
Говорят бойцы да таковы слова:

«Ай же ты, Иосиф да Виссарионович,
А мы с честью едем во чистó полё,
Постоим за правду, за отечество,

Только ты, Иосиф да Виссарионович,
Береги себя от пули неприятеля».

Говорит бойцам тут Сталин таковы слова:
«Не такой родился я, чтоб воевать не знал,
Я не в первый раз с винтовкой обращаюся.
Как мы славно отличались в Октябрьски дни,
А в Октябрьски дни во городе во Питере,
Да во той ли Москве да белокаменной,
Так не страшно мне поехать во чистó поле,
С тем ли неприятелем расправиться».

Былина о Сталине

 

Храбро бился за народ Иосиф-свет,
Не жалел себя, не жалел труда,
Многих он людей от смерти спас.
Да подкрались к нему лиходеи царя,
Когда крепко спал Иосиф-свет,
Да связали ему руки белые,
Опутали путами ременными,
Задергали в арканы железные.
Провели его через строй солдат,
Издевались над ним, изгилялися.
Да не дрогнул тут Иосиф-свет!

Былина М. Крюковой

Хороша Москва прекрасная!

Всего краше-дороже стена кремлёвская

Со высокими всё со башнями.

Как со той башни день и ночь

Во платье-то во военном всё,

В руках с трубочкой подзорною,

Со улыбочкой со весёлою

Глядит-правит страной заботливо

Превеликой вождь, предоброй отец,

Ещё славной, мудрой Сталин-свет.

Он всё видит-слышит, как живёт народ,

Как живёт народ, как работает.

За хороший труд награждает всех…

Сергей Алпатов в статье «Сталин и фольклор» пишет: «Гораздо большей эстетической удачей оказывались сказания народов Севера на те же темы. Каноны первобытного эпоса предполагали наличие единственного героя, богатыря космического масштаба, один на один сражающегося с хтоническими чудовищами и обустраивающего вселенную, что как нельзя лучше соответствовало задачам идеального изображения личности вождя. Вместе с тем применение сказителями привычных мифопоэтических гипербол приводило к полной утрате исторической конкретности и стиранию каких бы то ни было индивидуальных черт героя. В результате “Сталин-батор” практически неотличим от доисторических богатырей:

У края большой земли,
У самого чёрного моря,
У самых высоких гор —
Летящему орлу не долететь,
Лучшей лошади не доскакать —
В далёкой земле родился,
В славном народе вырос
Великий, больше других, богатырь.
На овечьей шкуре ему не улечься,
На воловьей шкуре ему не улечься,
Не по годам растёт — по дням.
О многом узнать он захотел,
Отца-мать расспрашивать стал…
……………………………….
Слушал эти слова, эту речь
Сталин-батор и грозно хмурился:
“Поборюсь за народ!” — сказал.
Круглую землю взял в руку,
Кружиться на ладони своей заставил, —
Как обувь, со всех сторон осмотрел:
Куда поставить заплату, увидел…»

Записано в г. Тбилиси со слов курдского певца Ахмеда Мирази. Перевод с курдского.

 

Я хожу по Москве,
Я смотрю на гранитные стены Кремля.
Вижу Сталина,
Он говорит,
И ответом ему
Поднимается наша земля,
Поднимаются соки земли
От корней до листвы,
И листвою шумят тополя.

Ты — самый душистый и яркий цветок базилик!
Ты — Энгельса, Маркса и Ленина лучший, большой ученик!
Встречает тебя, провожает тебя народа ликующий крик!
Народ понимает всем сердцем твой мудрый и ясный язык!
Ты в самые корни законов вселенной проник!

Сталин стоял у Кремля
Над могилою Ленина.
Глядя вперед,
Говорил он:
«Республика наша заветы твои
До великих побед пронесет.
Если ж грянет война,
С клятвой, данною Ленину,
Встанет великий, свободный
И непобедимый народ».

Но писали о Сталине не только «братские» народы:

Глазами Сталина раздвинута гора
и вдаль прищурилась равнина,
как море без морщин, как завтра из вчера —
до солнца борозды от плуга-исполина.
Он улыбается улыбкою жнеца
рукопожатий в разговоре,
который начался и длится без конца
на шестиклятвенном просторе.
И каждое гумно, и каждая копна
сильна, убориста, умна — добро живое -
чудо народное! Да будет жизнь крупна!
Ворочается счастье стержневое.

О. Мандельштам

Ликует вся страна в лучах зари янтарной,
И радости чистейшей нет преград, -
И древний Самарканд, и Мурманск заполярный,
И дважды Сталиным спасённый Ленинград.

В день новолетия учителя и друга
Песнь светлой благодарности поют –
Пускай вокруг неистовствует вьюга
Или фиалки горные цветут.

А. Ахматова

Шумят плодородные степи,
Текут многоводные реки,
Весенние зори сверкают
Над нашим счастливым жильем.
Споем же, товарищи, песню
О самом большом человеке,
О самом родном и любимом, —
О Сталине песню споем!

М. Исаковский

Былых боев боец тот не изведал,
Но, плоть от плоти сын своей страны,
Он знал, что Сталин — это есть Победа
На всех фронтах: труда, борьбы, войны.

Михалков С.

И вечно, обвалом
Врываясь извне,
Великое в малом
Отдастся во мне.

И смех у завалин,
И мысль от сохи,
И Ленин, и Сталин,
И эти стихи.

Б. Пастернак

«Я знаю:
Вождю
бесконечно близки
мысли
народа нашего.
Я верю:
здесь расцветут цветы,
сады
наполнятся светом.
Ведь об этом
мечтаем
и я
и ты,
значит
думает Сталин
об этом!»

Е. Евтушенко

Сегодня Сталин превратился в персонаж – но не книги или кино, и даже уже не истории. Не потому, что он умер и уже не может «расстреливать миллионы невинных» или «одерживать победы», а потому, что все, что связано с именем Сталина давно перешагнуло любые разумные исторические рамки, все это вызывает немыслимый накал страстей – со всех сторон, и фактически отменяет вдумчивую историческую и аналитическую работу. На самом деле, к сожалению, любые серьезные исследования этой исторической фигуры не беспристрастны, конъюнктурны и неисторичны.


Воровская наколка

Но – возразят мне – в хорошей литературе никогда нет такого, чтобы весь мир делился на героев и злодеев. Разве что в дешевых сериалах. Да, в классической литературе это встречается крайне редко, да и то как гротескный прием. Но есть область литературы, которая изучает именно такие произведения – произведения, где есть Добро и Зло, где идет борьба стихий, где боги создают людей, где Кощей убивает добра-молодца, но так и не может его победить. Это фольклор, это мифы, к созданию которых приложили руку очень многие творческие люди, в том числе и те, кто ненавидит Сталина.

Я не буду разбирать сейчас литературные произведения, где упоминается имя Сталина – их много. Причем, написаны они были не только в 30-50 годы, но и в 80-90-ые. В них могут диаметрально противоположные оценки. Сегодня отношение к Сталину можно выразить цитатой из следующей радиопередачи:

«Сергей Бунтман: Я бы хотел, чтобы каждый из вас сказал, прежде всего, кто для вас Сталин. То есть, продолжите фразу: Сталин – это государственный деятель, который… — для вас. Пожалуйста, А.Мельников.

Алексей Мельников: Сталин для меня – тиран, который несет прямую ответственность за миллионы репрессированных жизней.

Сергей Бунтман: Точка здесь?

Алексей Мельников: Точка.

Сергей Бунтман: А.Проханов?

Александр Проханов: Сталин для меня — великий человек, который сумел аккумулировать все силы страны и эпохи, и выиграть самую страшную в истории человечества войну и обеспечить миру и России, в том числе, мистическое, ослепительное величие, достичь которого вряд ли нам еще придется когда-нибудь.

Сергей Бунтман: О.Романова, пожалуйста.

Ольга Романова: Для меня Сталин и Гитлер это примерно одно и то же. Разница очень небольшая — в чертах характера и форме носа.

Сергей Бунтман: Пожалуйста, В.Анпилов.

Виктор Анпилов: Для меня Сталин – это, во-первых, верный последователь Ленина, титан, под руководством которого мой народ ликвидировал безработицу, добился действительно независимости, сотворил чудеса индустриализации, ликвидации неграмотности, и самое главное, чтобы мне хотелось сегодня, это простая, обыденная вещь – при Сталине простой труженик, простой человек был защищен» ()

Или еще короче:

«Спустя 57 лет после смерти и без малого 20 после распада СССР Иосиф Сталин не дает покоя России, пишет обозреватель The Forbes Кэти Янг. Вопрос о том, как описывать его в школьных учебниках, — как чудовище либо как сурового, но эффективного менеджера, — горячо обсуждается учеными, журналистами и блоггерами».

 

Таким образом, фигура Сталина сегодня – это некое максимальное воплощение либо зла, либо добры. Фактически, никакого человека за ныне существующим образом «кровавого тирана» не осталось – есть только миф, только оболочка, только нечто гигантское, похожее на языческих римских богов – вроде как и похожи на людей, но с какими-то максимально выраженными страстями и качествами. Именно поэтому наказания за проступки в древнегреческих мифах поражают своей несправедливостью: похвасталась – на тебе, убьем всю семью, возгордилась – будешь пауком навсегда, и т.д.

Как ни странно, эта «мифологизация» Сталина ведется с двух сторон – как со стороны обожателей и поклонников вождя, так и со стороны тех, кто его люто ненавидит. Потому что мало любые гиперкачества причисляют персонаж к числу главных героев. Пусть и он отрицательный, но герой. Пусть и из мыльной оперы – но самый интересный и колоритный персонаж. А потом, представьте, что для кого-то кажущиеся вам отрицательные качества оказываются – положительными. Если, например, интеллигенция содрогается при мысли о закручивании гаек, то, наверняка, найдется много людей, которые были бы не прочь, чтобы в стране, разваливающейся на куски, гайки все-таки подкрутили, порядок навели – ведь не могут не возмущать двойные стандарты в обществе, закон, избирательно работающий, и все большее расслоение.

Вспомним сценку из книги Максима Кантора «Учебник рисования»: «Вот, например, у Дмитрия Кротова, потомственного интеллигента, известного журналиста, вышел такой разговор на перроне Белорусского вокзала. Дима встречал жену, та возвращалась из Карловых Вар, где проходила лечение на водах; он ждал поезда и некстати ввязался в разговор носильщиков. Один громко сказал: Сталина! Сталина вернуть надо! Дима не выдержал и обратился к нему. Как вам не стыдно, – сказал Дима, – Сталин наших отцов в лагеря сажал. Носильщик повернул к Диме испитое бескровное лицо и процедил: это он ваших отцов сажал, а не наших».

А далее Кантор пишет о том, что не умеет наша интеллигенция разговаривать с народом. С начальством научилась, а с народом, со времен легендарного хождения туда, так и не вышло. Забавная получается ситуация: в обществе существует как будто два Сталиных, и оба – сказочные герои. Ни одного настоящего. А может, раскол общества действительно зашел так далеко, что теперь у нас два общества? И отношение к Сталину – заметьте, все равно, как к злодею, и как к герою – одинаково искаженное – только лакмусовая бумажка?


Назад к списку