День Победы… как он был от нас далек. Эти слова словно заново адресованы современному молодому поколению. Повседневный ритм жизни не только не предусматривает священную память о трагической странице нашей истории, но и делает все для того, чтобы забыть о ней как можно скорее. Десять фильмов о войне говорят сами за себя. Мы просто обязаны помнить.
«Летят журавли» (СССР, 1957, режиссер – Михаил Калатозов)
Война разлучает молодых счастливых влюбленных Бориса (Алексей Баталов) и Веронику (Татьяна Самойлова). Потеряв родителей во время бомбежки, Вероника уступает домогательствам «тыловой крысы» пианиста Марка, а Борис погибает в бою. Один из первых фильмов «оттепели» и пример исключительно новаторского по тем меркам подхода к кино. Работа оператора Сергея Урусевского, к слову, придумавшего на этом проекте первые круговые рельсы, до сих пор поражает воображение. «Летят журавли» вызвали настоящий фурор на Каннском кинофестивале, став в истории единственным советским фильмом, получившим Золотую пальмовую ветвь.
«Баллада о солдате» (СССР, 1959, режиссер – Павел Чухрай)
Молодой солдат Алеша Скворцов (Владимир Ивашев) неожиданно для себя самого взрывает пару немецких танков и вместо ордена просит у начальства разрешить ему отправиться в отпуск. Парень едет домой, переживая в пути разные ситуации, оказывая помощь нуждающимся, познавая жизнь. На волне успеха картины «Летят журавли» этот фильм также получил международное признание по всему миру. Говорят, что Лайза Минелли посмотрела его 5 раз подряд! Владимир Ивашев очень точно сыграл собирательный образ обычного советского солдата. И хотя в фильме почти нет военных действий, его цель – показать, как война соединяет и разъединяет людей. Как случайная встреча может стать главным событием в жизни. Как живут в тылу люди, пока их дети, мужья и отцы проливают кровь на фронтах и отдают жизни за родину.
«Женя, Женечка и «Катюша» (СССР, 1967, режиссер – Владимир Мотыль)
История первой любви, случившаяся с юным солдатом Женей Колышкиным (Олег Даль) – арбатским фантазером-интеллигентом, попавшим на фронт и – несмотря на все ужасы войны – не растерявшим сердечное тепло и подростковую нежность. Сценарий был написан Владимиром Мотылем в соавторстве с Булатом Окуджавой – в основу легла повесть барда «Будь здоров, школяр!». Главную роль великолепно исполнил Олег Даль – из-за проблем с алкоголем актер долгое время не мог найти работу, и этот фильм стал для него временным спасением. Сама же лента была признана идеологически вредной и вышла только в ограниченный прокат. Зрители, наоборот, очень полюбили картину. Впоследствии она стала классикой.
«Хроника пикирующего бомбардировщика» (СССР, 1967, режиссер – Наум Бирман)
Будни летного экипажа, в которых вчерашние мальчишки ищут вражеские аэродромы, постоянно рискуя жизнью в прицелах противника. Культовый фильм творческой интеллигенции по повести Владимира Кунина. Режиссер Наум Бирман сделал упор на человеческом факторе, создал объемные портреты простых советских ребят, для которых подвиг – рядовой поступок в перерывах между изготовлением ликера «шасси», гауптвахтой за драки и прочих шуток-прибауток юных авиаторов. Честное, трагическое кино.
«Проверка на дорогах» (СССР, 1971, режиссер – Алексей Герман)
Зимой 1942 года отряд партизан лейтенанта Ивана Локоткова (Ролан Быков) страдает от недостатка провианта. Бойцы решают захватить продовольственный немецкий эшелон. Операцию обязан провести бывший коллаборационист Лазарев (Владимир Заманский), желающий искупить свою вину перед родиной. Снятая по мотивам повести Юрия Германа, «Проверка на дорогах» пролежала на полке до 1985-го года. Фильм сразу же получил Государственную премию СССР и стал одной из самых главных экзистенциальных картин на военную тему. Глубина погружения в материал в данном случае кажется непостижимой «маракотовой бездной». Золотой фонд советского кино.
«В бой идут одни старики» (СССР, 1973, режиссер – Леонид Быков)
Советские войска рвутся в наступление и начинают освобождение Украины – родины капитана Титаренко по прозвищу Маэстро (Леонид Быков), героического командира «поющей» эскадрильи истребителей. Есть у капитана одна, но пламенная страсть – музыка, и он собрал из своих летчиков целый джаз-банд. После сложной боевой операции в полк прибывает пополнение, многие молодые летчики мечтают попасть к легендарному Маэстро, но он берет только тех, кто имеет слух и, желательно, умеет на чем-нибудь играть. Полная юмора и слез история, в которой воедино связались жаркие воздушные схватки, музыка, любовь и смерть. Самый кассовый фильм, посвященный Великой Отечественной. На Украине героям картины даже установили памятники – столь реальными и абсолютно живыми для народа оказались эти персонажи. Лента была разобрана на цитаты, прочно вошедшие в жизнь советских людей.
«Двадцать дней без войны» (СССР, 1976, режиссер – Алексей Герман)
Журналист Лопатин (Юрий Никулин) приезжает с фронта в отпуск в город Ташкент. Здесь, вдали от смертей и взрывов, течет не слишком богатая, но, что главное – мирная – жизнь. За 20 дней увольнения Лопатин проживет целую эпоху, в которой найдется место и для новой любви. Замечательный фильм Алексея Германа, по сценарию Константина Симонова, несмотря на то, что не показывает нам войну, является почти документальным слепком военного времени. Атмосфера тех лет с ее бытовой неустроенностью предстает на экране поистине с фотографической точностью. Правду жизни подчеркивает не только антураж, но и удивительная достоверность характеров. Пронзительный фильм, где одни из своих лучших ролей сыграли Людмила Гурченко и Юрий Никулин.
«Они сражались за Родину» (СССР, 1976, режиссер – Сергей Бондарчук)
Масштабная военная фреска о несгибаемой силе духа советских солдат. Лето 42-го года. Измученный стрелковый полк отступает к Сталинграду. Среди них рядовой Звягинцев (Сергей Бондарчук), рядовой Лопахин (Василий Шукшин) и рядовой Стрельцов (Вячеслав Тихонов). В основу сценария лег роман Михаила Шолохова, экранизация которого была приурочена к 30-летию Победы. Бондарчуку удалось не только показать войну глазами людей, на ней воевавших, но и протолкнуть крамольную для идеологии СССР мысль, что атеистов в окопе под огнем не бывает. Фильм стал последним для Василия Шукшина, скончавшегося прямо на съемках. Из всей военной классики советского кинонаследия эта лента наиболее любима зрителями.
«Батальоны просят огня» (СССР, 1985, режиссер – Владимир Чеботарев, Александр Боголюбов)
Летом 1943-го года советские войска форсируют Днепр. Батальон капитана Ермакова (Александр Збруев) неожиданно оказывается оставлен без боевой поддержки на растерзание немцам – дабы отвлечь огонь на себя. Потеряв почти весь состав, чудом выживший капитан бросает начальству обвинения в жестокосердии и равнодушии к рядовым бойцам. Телесериал по повести Юрия Бондарева собрал весь цвет советской актерской школы, благодаря чему эта и без того замечательно рассказанная история обрела дыхание времени и правду жизни. Одна из самых интересных военных лент с пронзительной романтической линией.
«Иди и смотри» (СССР, 1985, режиссер – Элем Климов)
История белорусского пацана Флёры (Алексей Кравченко), который прошел долгий путь от безмятежного детства до изуродованного войной «светлого будущего». Противоположный самой сути советской военной классики, этот фильм нельзя рекомендовать без специального предупреждения. Осторожно! Этот фильм действительно об ужасах войны. Само поле боя, выбранное Климовым, – Хатынь, где фашисты проводили массовые карательные операции, говорит само за себя. Ни в коем случае эту ленту не стоит показывать детям. Взрослые же должны увидеть это жестокое бескомпромиссное зрелище обязательно.