Сайт Сосновского благочиния. - «Огнеупорный»: сорок дней, чтобы вернуть утраченное
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Мичуринская и Моршанская епархия Тамбовской митрополии
Сосновский благочиннический округ
По благословению Преосвященнейшего Гермогена епископа Мичуринского и Моршанского
Яндекс.Метрика
Конструктор сайтов православных приходов
Конструктор сайтов православных приходов

«Огнеупорный»: сорок дней, чтобы вернуть утраченное

Валерия Ефанова  




Что происходит с супружеской парой, когда чувства угасли и начинает казаться, что все, что делает другой, направлено лично против тебя? Рутина повседневности становится неодолимой. Все призывы о помощи остаются без ответа. В этот момент кто-то из супругов и задает себе вопрос: «Что я делаю рядом с этим человеком?»

Капитан пожарной команды Калеб Холт и его жена Кэтрин, живущие в Олбани, штат Джорджия, давно уже перестали понимать друг друга. Из их жизни исчезло взаимное уважение. Все, что они могут – это осыпать друг друга, казалось бы, очень справедливыми упреками и холодно общаться несколько минут в день.

Кэтрин уверена, что все дело в равнодушии Калеба. А когда ему думать об отношениях, если каждый день его жизни это подвиг? Его кредо: «Никогда не бросай своего товарища». На службе он – образец для сослуживцев. Верный, ответственный, собранный. Работа такая – настоящий пожарник. Настоящий герой.

Мужская независимость и гордость мешают Калебу понять, что же нужно Кэтрин, пока не становится слишком поздно. Женщина начинает бракоразводный процесс.




Честно говоря, Калеб и не стал бы ее останавливать. Однако Джон Холт, его отец, предлагает ему отложить окончательное решение вопроса на сорок дней и передает сыну особую книгу – нечто вроде ежедневника с планом, которому Калеб должен следовать все это время.

Капитан Калеб, умеющий бороться со сложностями, решает не отступать. Однако Кэтрин сопротивляется упорнее, чем он ожидал.

Сила этой истории – в ее простоте и универсальности. Он дает метод, который работает практически для любой супружеской пары. Он напоминает о таких универсальных ценностях, как брак, семья, уважение, верность.

Кинокритикам же фильм показался откровенно слабым: его мораль слишком буквальна, образы собирательны, характеры невыразительны, действия героев предсказуемы.


Безусловно, сопротивление некоторых зрителей вызвало и то, сколь прямолинейно и бескомпромиссно создатели кинокартины придерживаются христианской позиции. Все вещи называются своими именами: грех – грехом, а любовь – любовью.

Действительно, фильм снят христианскими организациями, в нем играют актеры, открыто заявляющие о своей конфессиональной принадлежности.

Интересно, что вместо того, чтобы рекламировать картину обычными в этом случае средствами – через билборды и телевидение, ее создатели работали с журналистами христианских СМИ, пасторами и общинами. Сарафанное радио подействовало лучше любой раскрутки.

При скромном бюджете в $500,000 фильм собрал в США $33,456,317, еще $33,473,297 в мировом прокате и чуть меньше $20.000.000 в Южной Корее.

Собственно говоря, эти цифры и свидетельствуют о симпатии, настроениях и ожиданиях зрительской аудитории. Вопрос к профессионалам киноиндустрии: вы все еще уверены, что в удачном фильме обязательно должны быть постельные сцены и перестрелки?

В 2009 на независимом фестивале христианских фильмов в Сан-Антонио «Огнеупорный» получил награду в категории «лучший художественный фильм».

Интересная деталь. Руководство, которое по сюжету картины вручает главному герою его отец, существует в реальности. Это книга «Вызов любви» (The Love Dare), написанная братьями Алексом и Стивеном Кендриками (Kendrick). На русском языке книга выходила в 2010 году под заголовком «Книга №5. Про семью».

Каждый из сорока описанных в ней дней открывается цитатой из Библии и завершается заданием – «вызовом». Например: «В этот день, разговаривая с супругом, воздержись от любого негатива и критики. Даже если соблазн велик – выбери молчание. Лучше удержать свой язык, чем сожалеть о сказанном».

Проданная миллионами копий, «The Love Dare» даже попадала в список бестселлеров New York Times.





Думаю, что «Огнеупорный» – это прекрасный пример того, каким может быть настоящее христианское кино. Да, он снят протестантами, но с не меньшим удовольствием его смотрят и католики, и православные. Почему бы не перенести этот положительный опыт на отечественную почву? Снять пусть не очень глубокое, не очень драматичное, но правильное в своей основе кино?

В минувшее воскресенье, 19 февраля, по любезному приглашению коллег я приняла участие в конференции «Метафизическая составляющая художественного произведения», которая прошла в Малоярославце в рамках Международного православного Сретенского кинофестиваля «Встреча».

На конференции развернулась очень интересная дискуссия, о которой я планирую поведать подробнее в следующий раз. Кратко же скажу о главном – всех участников волновал вопрос: «Каким критериям должен соответствовать православный фильм?» Мое предложение – искать эти критерии в самом кинематографе. Брать удачные примеры и анализировать их сильные и слабые стороны.



В «Огнеупорном» есть и то, и другое. С одной стороны, как и многое из того, что православные христиане в России вот уже двадцать лет пытаются делать в области искусства и культуры, он наивен и дидактичен. Этим излишним пафосом, нравоучительностью страдают многие отечественные книги и фильмы.

С другой стороны, этот американский фильм очень успешен. Разобраться в причинах его успеха и учиться на чужом опыте – вот очевидный логический вывод.

В «Огнеупорном» есть несколько очень удачных сюжетных ходов. И более всего меня поразил один из эпизодов, в котором главный герой в отчаянии говорит своему отцу, что он изо всех сил пытается доказать своей жене, что любит ее, но она ему не верит:

«Я все делал ради нее… я выносил ее оскорбления… Но она плюнула мне в лицо.

Как я могу все время проявлять свою любовь к тому, кто все время ее отвергает?..»

Задумайтесь. Кто так возлюбил мир и каждого из людей? Чью любовь мы отвергаем сами?..

В этот момент обычная история обычной супружеской пары вдруг предстает совершенно в новом свете. Она обретает свою метафизическую, аллегорическую глубину, становится одной из притч, указующих душе ее путь.

Ссылка на первоисточник: http://www.pravmir.ru/ogneupornyj-sorok-dnej-chtoby-vernut-utrachennoe/

Назад к списку