Священник Димитрий Шишкин
Почитание святой мученицы Татианы как покровительницы студенчества связано с основанием Московского университета в день памяти святой – 25 января по новому стилю.
Может показаться, что связь эта — между святой мученицей и учащейся молодёжью — не более чем условность, случайность. Но если со стороны самой «молодёжи» по недомыслию и может бытовать такое мнение, то с точки зрения церковной никаких «случайностей», конечно, нет.
В духовной жизни вообще ничего не бывает «понарошку», и если святая мученица Татиана в самом деле покровительствует студенчеству, то давайте разберёмся серьёзно и вдумчиво — чему именно она покровительствует, а что отметает со всей решимостью и о преодолении чего усердно молится Богу.
Как-то, особенно в последнее время, учёба в высших заведениях стала считаться престижным времяпрепровождением по принципу: высшее образование не помешает… лучше учиться, чем работать… поучусь, а там посмотрим… Такое праздношатание с неопределённой перспективой.
В лучшем случае (не в самом лучшем, а сравнительно с первым) молодой человек ставит перед собой амбиционные, карьерные задачи и учёба в престижном вузе становится для него необходимой ступенью, пропуском в «элитный клуб» успешных. Этот вариант лучший лишь потому, что человек, по крайней мере, относится серьёзно к учёбе, но и такое (корыстное) отношение к жизни — не что иное, как пестование и взращивание в себе гордости и самолюбия.
«Оптимальным» но тоже не с духовной, а с житейской точки зрения можно признать вариант, когда юноши или девушки именно занимаются тем, к чему у них «лежит душа», что им по-настоящему и всерьёз интересно. Но и здесь, как правило, увы, мало кто задумывается о высших ценностях – о служении Богу и людям.
А ведь эта «сверхмотивация» имеет огромное, организующее значение для всей жизни, определяет её направленность, вектор развития личности.
Вот именно такому – в высшей степени ответственному отношению к своему делу (в нашем случае к учёбе) и учит святая мученица Татиана. Учит подчинению плоти духу, низших инстинктов высшим устремлениям… привычке оценивать свои желания, чаяния и поступки с самой главной — духовной точки зрения… Учит отношению к жизни, как к дару Божьему, таланту, который нужно не только сохранить, но и приумножить сознательным и ответственным деланием добра.
Неизвестно, была ли мученица Татиана сильна в науках, хоть её знатное происхождение и позволяет предположить известную образованность. Но в нашем случае это совершенно не важно… Даже если святая мученица и не имела отношения к изучению светских наук, но зато она в совершенстве постигла главную науку человеческой жизни – науку познания Бога. Эта наука не столь теоретическая, сколь эмпирическая, опытная, потому, что познаёт её в совершенстве только тот, кто применяет её принципы в своей жизни. И эти принципы именуются заповедями Божиими.
Эти принципы – не какое-то «добавление» к жизни, а её основание, фундамент, без которого самые обширные знания превращаются в груду бессмысленной информации.
И вот любопытная деталь из описания жития святой – она под руководством своего отца, тайного христианина, изучала Священное Писание – бесценные Книги, в которых говорится о главном деле нашей жизни, о спасении от рабства греху и о достижении единства с Богом. Вот и ещё один пример для подражания… А ну-ка навскидку – юные человеки, почти уже высоко образованные, крещёные и православные. Сможете ли вы доходчиво и обстоятельно объяснить пусть даже своим друзьям, во что и как вы веруете? А ведь именно к этому призывает апостол Пётр, говоря, что всякому, вопрошающему нас о вере мы должны «дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет. 3,15).
День памяти святой мученицы Татианы считается днём студенчества, праздником. Но вдумаемся, что вспоминает в этот день Церковь? А вспоминает она мученическую кончину, жестокую смерть. В чём же радость такого события? А в том, что человек сумел использовать отведённое ему время земной жизни, как мудрый купец – для приобретения благодатной вечности. Святая мученица последовала за Христом не умозрительно только, но всей жизнью своей, поступками, поведением и… победила смерть!
Мы знаем, что она отказалась от брака, но не потому что гнушалась им, а потому что увидела и познала в жизни нечто неизмеримо высшее, то, ради чего не только возможно, но и радостно отказаться от «земного» счастья. Как это нам трудно понять! Но мы ведь празднуем память святой, значит должны хотя бы постараться понять, хоть раз «встать на цыпочки» в молитве, дотянуться, заглянуть за привычную сутолоку будней…
Святая мученица Татиана сознательно избрала девство, как верное средство стяжания чистоты и целомудрия.
А как теперь большинство «учащейся молодёжи» относится к телесной чистоте и целомудрию? Ох-ох… Но давайте хоть в этот день – памяти Святой – не будем лукавить и отмахиваться от призыва к целомудрию и чистоте. Хоть раз взглянем на свою жизнь глазами Христа, призывавшего нас к чистоте не только поступков, но и помышлений.
Мы знаем, что святая мученица Татиана сознательно и добровольно вступила в институт диаконис.
Существовала такая добрая традиция в древности. Девушки и женщины чем могли с христианской любовью помогали нищим, убогим, калекам, сирым, несчастным… Любовь их, подлинная, пламенная, была такой, что они сами с желанием крайним искали этих несчастных и великой радостью считали возможность послужить им, как Самому Христу… Видите ли разницу в сердечном расположении святой мученицы и большинства её нынешних «подопечных». Мы, последние, зачастую только и ищем, как бы убить время послаще…
Фото: Лычагина Наталья, photosight.ru
Слова-то какие страшные, вы только вдумайтесь – убить время.
За что?
Что оно нам сделало?
Время – это бесценный дар, который мы, если захотим, можем употребить на приобретение высшего сокровища жизни, Самого Бога. Его благодати. А приобретается она, как мы уже сказали, жизнью христианской, исполнением Божиих заповедей.
И пример этого мудрого использования времени подаёт нам мученица Татиана.
Во времена своего диаконического служения, как мы знаем, святая усердно прилежала посту и молитве. Вот почему бы не поучиться у неё этим добрым навыкам христианской жизни, тем более что страсти – главные враги всякого «благоденственного и мирного жития» изгоняются по слову Спасителя именно постом и молитвой.
Ну, – скажут, – какой у студента может быть пост? – что успел, то и перехватил… Ладно, пусть даже так. Но матом не ругаться можно? Нет, я серьёзно говорю, не шучу. Вот взять и не ругаться. Совсем. И посмотрим тогда — трудно это или легко…. А не сплетничать, не обсуждать никого – трудно или легко? А вот попробуйте — в компании, среди приятелей, и поймёте, что это великий труд. Да и много есть такого, в чём надо воздерживаться, хоть это и не просто, но воздержание это и есть настоящее начало поста.
У каждого есть что-то, с чем ему надо, обязательно надо, бороться, что нужно изживать в себе, даже если это самое «оно» незаметно для окружающих. Неприязнь… скрытая гордость… самолюбие… зависть… лукавство – сколько незримых червей подтачивают человеческий дух. И бороться с ними можно только постом и молитвой.
А ведь молиться можно всегда и везде! По большому счёту молитва – это не что иное, как искреннее, от всей души искание Бога, в какие бы слова или даже безсловесие это стремление не облачалось. Но мы совершенно забываем о Боге и даже не понимаем, как страшно мы согрешаем этим равнодушием к своему Создателю.
А вот ещё… Молодости свойственно стремление к независимости, демонстрация самостоятельности, эпатаж… Но это стремление иногда выражается в бунте, протесте, фрондёрстве. Что ж, прекрасные качества – неприятие, ненависть даже, но только если они обращены ко злу и лжи, если за ними стоит стремление к правде, не буквальной только (потому что и правда может убить) но к правде высшей, к правде милосердия и любви…
Посмотрим, было ли это присуще нашей святой покровительнице. Да, и в высшей степени! Когда её – хрупкую девочку – принуждали «как все» поклониться идолам, отречься от Христа, — она отвергла такое соблазнительное с точки зрения мирского преуспеяния предложение. И, надо же, какое «совпадение» — святую мученицу понуждали тогда поклониться Аполлону – покровителю наук и искусств. Как это актуально — увы – и в наше «продвинутое» время. Как легко мы богами своим готовы сделать науки, искусства и что угодно ещё, забывая притом о Боге.
Святая мученица все предложения поклониться идолам отвергла и решимостью и гневом. И её за это не к ректору вызвали, заметьте, не из института исключили, а из самой жизни «вычеркнули», причём с мучениями, которые заставляют содрогнуться от ужаса. Вот и вдумаемся: а есть ли в нашей жизни что-то, за что мы готовы пойти на мучения, отказаться от земной жизни со всеми её восторгами и радостями? А если нет, то беда, беда… И грош нам цена и никакие мы тогда не студенты, по крайней мере — высшей Школы, не добрые ученики Христовы, какими всем нам и надлежит быть…
Пример жизни святой мученицы, твёрдое стояние в истине так потрясало людей, что даже палачи, мучители её переменились и стали христианами и сами приняли мученическую смерть… Как часто именно студенчество, пылкая юность стремиться перевернуть, изменить мир. Но по-настоящему может изменить других людей только благодать Божия, и если мы хотим, чтобы она действовала в нас и через нас – то должны потрудиться эту благодать приобрести. И вот единственный способ преображения мира – это покаянное изменение собственной жизни.
Так что, дорогие мои строители светлого будущего, будьте честны до конца перед собой и Богом. Если вы празднуете этот день и связываете его с памятью святой мученицы Татианы, то почтите её не гульбищем бессмысленным и беспощадным, не пивом, не воплями бесчинными, не плясками до упаду и не блудом… а сознательным и последовательным подражанием святой мученице в её противлении греховным привычкам, традициям и правилам безумного мира, который «во зле лежит»… Исполнением подлинной, Христовой правды, хоть в малом, но сознательно, твёрдо, как бы это ни было неудобно, неловко, странно и даже смешно.
Ведь именно такое поведение и есть настоящий, а не бутафорский нонконформизм, настоящая, а не мнимая свобода. Свобода духа! Свобода во Христе и со Христом, выше и светлее которой нет!