Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
День Крещения Господня, день Богоявления, имеет совершенно особое значение для понимания того, что есть спасение, принесенное Господом Иисусом Христом. По слову апостола Павла, в Иисусе Христе через Его воплощение «явилась миру полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). И зримым символом этого явления, переданным через Божественное Писание, стал день Крещения Господня в водах Иордана. Иоанн, крестивший Спасителя, увидел Духа Божия, сходящего на Крещаемого в виде голубя, и услышал глас, свидетельствующий, что Иисус есть Сын Божий возлюбленный, в Котором Божественное благоволение. Именно поэтому апостол Павел в послании к своему ученику Титу, отрывок из которого мы только что прослушали, говорит: «явилась благодать Божия, спасительная для всех людей» (см. Тит. 2:11).
Но есть и другое Божественное слово. В Евангелии от Иоанна мы находим свидетельство о том, что закон был дан через Моисея, а благодать и истина произошли через Иисуса Христа (см. Ин. 1:17). Миссия Господа Иисуса Христа, миссия спасения рода человеческого заключается в свидетельстве об истине и в явлении благодати. Давайте хорошо запомним это. Если кто-то спросит вас: «а в чем смысл пришествия Спасителя? что дал Господь Иисус роду человеческому?» — ответьте двумя словами: «благодать и истина». Именно благодать и истина определяют способность человека достигать жизненных целей, обретать жизнь вечную, и мы знаем, что без истины человек просто теряется на жизненных путях.
Трудность заключается еще и в том, что чаще всего мы руководствуемся человеческими представлениями об истине, а человеческая истина скоро проходит. Что осталось от истин, которые считались таковыми сто, двести, триста и больше лет назад? Абсолютное большинство человеческих истин либо изменились до неузнаваемости, либо вообще перестали считаться истинами. Когда-то за них люди были готовы отдать жизнь, утверждая, что только эти истины могут привести к счастью; а потом оказывалось, что вовсе и не могут… Но истина Божественная непререкаема. Истина, которую провозгласил Господь Иисус Христос две тысячи лет назад, существует в роде человеческом неизменно, и именно эта истина определяет путь, который способен привести человека к счастью, к благополучию, к спасению и жизни вечной.
Идя по этому пути, люди, наученные Спасителем, должны творить добрые дела. Но, как замечательно сказал Иоанн Златоуст, «даже напрягая все свои силы, мы неспособны всю жизнь совершать добрые дела». И это действительно так. В какой-то момент времени, движимые обстоятельствами, вдохновляемые чьим-то примером или угрызениями совести, мы совершаем доброе дело — одно, второе, третье; а потом как будто дух выходит, и сил нет делать добро. Некоторые делают добро напоказ, а на деле стремятся достичь собственных целей — политических, экономических, идеологических. Человек не может творить добро в течение всей жизни без благодати Божией. Благодать и истина произошли через Иисуса Христа. Именно в этом соединении одного с другим — вечная и неизменная сила Евангелия, потому что Господь принес в мир не только истину, но и благодать, и только благодать способна помогать человеку жить в соответствии с истиной.
Святой преподобный Макарий Египетский говорит: «как тело без души мертво и не может жить, так и душа не может жить без небесной души, благодати Духа, ибо будет мертва для Царствия Божия». Благодать, одухотворяющая душу, — это и есть сила, способная помочь человеку делать добро, творить истину и идти к Царствию Божиему. Если бы не была явлена благодать, то, наверное, все то, чему учил Спаситель, осталось бы в одном ряду с другими учениями, более или менее возвышенными, более или менее убедительными, которым был научен род человеческий на протяжении истории. Но Господь соединил слово истины с явлением благодати. Она была дана роду человеческому через Его жизнь, страдание, смерть и Воскресение, потому что Господь Иисус — не просто проповедник истины, не просто пророк, не просто святой, но Сын Божий, вошедший в плоть и кровь человеческой жизни, и через Него, через истинного Бога, воплотившегося от Пресвятой Девы Марии, дана нам частица Божественной жизни, к которой мы можем прикоснуться, которую мы можем принять в себя через Таинство святого Причащения, через окропление себя святой водой, через жизнь в Церкви.
Вот почему непоколебима Церковь, вот почему врата ада не одолеют ее, вот почему, неstrongсмотря на самые тяжкие обстоятельства, через которые Церковь проходила, она сохранилась и будет сохранена до второго и страшного пришествия. Не только потому, что истина, которую она провозглашает, будучи научена Самим Спасителем, жизненно необходима для людей, но и потому что в Церкви хранится и передается частица Божественной жизни, Божественная благодать. И особенно мы чувствуем пришествие благодати в день Крещения, когда совершается освящение воды, когда мы прикасаемся к этой освященной, наполненной Божественной благодатью воде, когда мы вкушаем ее вместе со святой Евхаристией, — тогда мы и обретаем великую помощь Божию.
Сегодня по уставу Церкви после Божественной литургии мы совершим великое водоосвящение как символ и знак присутствия Божественной благодати в роде человеческом, той благодати, что дана нам Господом и Спасителем, той благодати, что хранится в Церкви для спасения мира. Аминь.