Один из русских богословов нашего времени, написавший житие святого Серафима Саровского, говорит, что его святость страшна. И когда я его спросил о том, что он этим хочет сказать, он мне сказал: «Разве ты не видишь, что из редких-редких святых он явил нам в плоти своей, а не только в поступках своих присутствие Святого Духа?»
В разговоре с Мотовиловым это так ясно выступает! Мотовилов его спрашивал о том, что бывает с человеком, когда Дух Святой сойдет на него, и Серафим ему сказал: «Взгляни на меня». И Мотовилов смог только закрыть глаза свои, и Серафим ему сказал: «Отчего?» — «Глаза мои ломит от света».
И дальше Мотовилов говорил о том, что лик святого Серафима был будто человеческий лик на фоне сияющего солнца, на него смотреть нельзя было. И Серафим ему ответил: «Ты не мог бы меня таким видеть, если в это мгновение ты не был бы таким же, как я».
Во многих святых присутствие Святого Духа, приобщенность к телесности и духовности Христа Спасителя проявляется для нас невидимо. Господь нас защищает от того ужаса, страха, который бы нас охватил, если б мы видели каждого святого как купину неопалимую, как горящий огонь — нам было бы страшно к нему подойти.
И Господь покрывает человеческой кажущейся немощью, человеческой простотой, естественностью то, что совершается на самом деле в этом человеке. Его плоть — это плоть Христова через крещение и причащение Святых Тайн. В нем живет Святой Дух даром миропомазания.
Каждый из нас является сыном, дочерью нашего Небесного Отца, потому что мы — братья и сестры Христа. Разве непонятно после этого, почему один из отцов Церкви в пустыне говорил: «Кто видел брата своего (то есть ближнего своего) — тот видел Бога своего»?
Да, каждый человек есть, по слову отца Сергия Булгакова, продолжение на Земле воплощенного присутствия Христа и сосуд Святого Духа. Если это так, из жития святого Серафима, из его образа научимся смотреть друг на друга как на святыню.
«Кто видел брата своего, тот видел Бога своего», — говорит один пустынник. Разве мы умеем смотреть друг на друга, видя в каждом из нас, несмотря на слабости, несмотря на немощь, несмотря на то, что ещё не всё в нас осуществлено, разве мы не умеем видеть тело Христово, присутствие Христа?
Поэтому научимся вглядываться друг в друга с благоговением, с трепетом, со страхом, зная, что каждый из нас есть продолжение воплощения Христова, воплощенного Его присутствия на Земле, и храм Святого Духа. И не будем Его осквернять ни мыслями, ни поступками, ни отношением к нашему ближнему, и не станем его осквернять в себе самих, и тогда то, чему научил святой Серафим Мотовилова, станет для нас путем спасения. Аминь.